Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки магистратуры направления подготовки 41.04.04 «Политология» основной образовательной программы ВМ.5660 «Политическое управление и публичная политика (на английском языке)» факультета политологии СПбГУ Нелюбиной Ирины Васильевны Тема выпускной квалификационной работы: «УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» Работа Нелюбиной И.В. посвящена теме, не утрачивающей свою актуальность, поскольку информационная открытость муниципальных органов подразумевает не только открытость данных, но и готовность местных властей к взаимодействию с гражданами, что является основой «качественного управления». Федеральные органы власти в 2023 году продолжают публиковать планы реализации Концепции открытости, В. Матвиенко заявляет о необходимости «информационной открытости нового типа», а в 2022 году Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Иными словами, тема информационной открытости по-прежнему стоит на повестке дня. Автор подробно рассматривает теоретические основы информационной открытости власти, реализацию политики информационной открытости власти, реализацию принципа информационной открытости органов местного самоуправления на примере города Ижевск, а также реализацию информационной политики открытости органов местного самоуправления в Ижевске. Автор понимает под информационной открытостью власти важнейший признак демократического и правового государства, имеющий следующие характерные черты: принадлежность к актуальным процессам различных сфер жизни общества, возможность реализации только посредством общения, доступность для всех участников социального взаимодействия, доверие, поле публичности для субъектов деятельности, публичность и открытость. Автор опирается на такие классические исследования, как работы Д. Белла, Р. Арона, М. Кастельса, О. Тоффлера, У. Бека, Ж. Лиотара, Ж. Гэлбрейта и др. Автор полагает, что реализация политики информационной открытости в условиях построения информационного общества тесно связана с активным общественным контролем, основным инструментом которого является сеть Интернет, позволяющая оперативно запрашивать, получать и распространять необходимую информацию. Исследуя вопрос общественного контроля, автор понимает под ним одну из основных форм реализации принципа демократии и способ вовлечения граждан в управление обществом и государством. Автор также отмечает, что информационная открытость в управлении в настоящее время в той или иной степени регламентируется комплексом нормативных правовых документов, согласно которым открытость была введена в таких сферах, как обеспечение свободного доступа к открытой базе данных, привлечение граждан к участию в работе государственных органов, общественное обсуждение и экспертиза проектов нормативных правовых актов и решений, обеспечение обратной связи от правительства и граждан. Автор справедливо отмечает тенденцию к отсутствию единого стандарта порталов на федеральном, региональном и местном уровнях: эти ресурсы, как указывает автор, почти не способствуют формированию отчетно-статистической деятельности. Рассматривая официальный портал г. Ижевска, автор полагает, что в столице Удмуртской Республики созданы институциональные условия для реализации политики информационной открытости, что позволяет проводить информационную работу как «сверху» от имени местных правительств, так и «снизу», осуществляемую различными институтами гражданского общества. Описывая деятельность муниципальных органов власти, автор отмечает тот факт, что органы местного самоуправления ограничены в выборе каналов предоставления информации, информационная открытость не раскрывается в полной мере хотя бы потому, что ведение государственных аккаунтов в социальных сетях остается произвольным. Автор также указывает, что на данный момент инициативы и мнения населения г. Ижевска не всегда учитываются в процессе принятия управленческих решений. Автор дает следующие рекомендации для повышения уровня информационной открытости органов местного самоуправления в г. Ижевске: создать переходные связи между разделами, дополнить разделы ссылками на нормативные правовые акты; создать отдельный раздел для отображения даты обращения/темы обращения/сроков исполнения/лиц, ответственных за исполнение обращения/отчета об исполнении обращения, а также отзыва заявителя о качестве исполнения; обратить внимание на возможность проведения общественных слушаний онлайн. Кроме того, как указывает автор, необходимо улучшать каналы взаимодействия с гражданами, в частности, в разделе портала «Электронная приемная», а также в социальных сетях. Работа выполнена на хорошем уровне. Содержание работы соответствует заявленной теме. Тема раскрыта. Основные требования к оформлению работы соблюдены. Текст изложен грамотно. Ирина Васильевна показала себя очень ответственной, добросовестной, активной и интересующейся студенткой. Оперативно вносила коррективы в соответствии со всеми замечаниями научного руководителя. Выпускная квалификационная работа Нелюбиной И.В. «Участие граждан в процессе разработки и реализации политики информационной открытости органов местного самоуправления: проблемы публичного контроля и общественного взаимодействия» может быть рекомендована к защите в настоящем виде и заслуживает положительной оценки. Научный руководитель Доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры политического управления факультета политологии СПбГУ Кондратенко Константин Сергеевич