Отзыв научного руководителя, к.ф.н., доц. Денисовой Натальи Викторовны о ВКР Ракевич Полины «Литературные аллюзии в англоязычных мемах и шутках», представленной на соискание степени бакалавра лингвистики по направлению 45.03.02 -- «Лингвистика»; Основная образовательная программа -- СВ.5126. «Английский язык» Выпускная квалификационная работа П. Ракевич в некоторым смысле продолжает ее прошлогоднюю курсовую работу, посвященную анекдотам о литературных персонажах и написанную под моим руководством. Могу с уверенностью сказать, что, если в прошлом году Полина только училась писать научное исследование, то в этом году она уже оттачивала приобретенные навыки. Отобранный материал гораздо богаче, методы исследования - разнообразнее, анализ - гораздо глубже, выводы - более интересные и выверенные. Исследования интернет дискурса в последние годы чрезвычайно популярны, а мемами сейчас не занимается только ленивый. Вместе с тем, помимо выявления каких-то общих черт и законов построения мема, существует масса нюансов, представляющих исследовательский интерес. Работа П. Ракевич - это полноценное лингвокультурологическое исследование. Прежде чем приступить к анализу собственно мемов, автор изучила понятия “аллюзии”, “языковой игры”, “поликодовости” и ”прецедентности”, провела небольшой опрос серди носителей языка, направленный на выявление англоязычных прецедентных художественных текстов, сопоставила их с рейтинговыми списками лучших произведений англоязычной литературы и провела целенаправленную выборку материала, в которую попали 102 мема с литературными аллюзиями. П. Ракевич рассматривает мемы с литературными аллюзиями с разных сторон: с точки зрения взаимодействия вербального и иконического компонентов, с точки зрения характера, или объекта, аллюзии, и с точки зрения механизмов языковой игры, задействованных в создании мема. Особенно любопытным представляется анализ некоторых мемов, демонстрирующих взаимопроникновение художественного дискурса и массовой культуры (пример 43 на с. 62), контаминацию художественных произведений, которые, казалось бы, не имеют ничего общего (пример 35 на с. 59), а также одновременное наложение вербального и иконического (пример 42 на с. 61). Работа, без сомнения, отличается новизной – прежде исследования мемов с литературными аллюзиями не проводились - и актуальностью, которая определяется популярностью исследуемого интернет жанра. Теоретическая база исследования весьма внушительна и составляет 67 источников на русском и английском языках, материал исследования составляет 102 примера литературных мемов, из которых в работе приведено 53. Материал чрезвычайно интересный и увлекательный и демонстрирует лингвокреативный потенциал интернет-пользователей. Завершают работу Заключения с корректными выводами и Приложения с итогами опроса респондентов и с наглядно представленной статистикой по исследованным мемам. На протяжении работы над ВКР П. Ракевич проявила себя как любознательный, вдумчивый, серьезный исследователя, внимательно прислушиваясь к советам научного руководителя, работая при этом в значительной степени самостоятельно. Проверка ВКР системой Safe Assign свидетельствует о том, что оригинальность работы составляет 81,2 %. Ознакомление с характером заимствований позволяет заключить, что все они представляют собой цитирование или пересказ с корректным указанием источника, таким образом, неправомерных заимствований в работе нет. Выпускная квалификационная работа П. Ракевич – это самостоятельное, целостное, интересное исследование на актуальную тему. Работа выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам бакалавра СПбГУ по Направлению 45.03.02 -- «Лингвистика» (Основная образовательная программа -- СВ.5126. «Английский язык»), а автор ее заслуживает присуждения искомой степени бакалавра лингвистики и высокой положительной оценки. Научный руководитель, к.ф.н., доц. кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ _/ДЕНИСОВА Наталья Викторовна/ 29 мая 2023 года