Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Кунстман Вероники Ивановны по теме «Речевые средства выражения коммуникативного комфорта в англоязычном педагогическом дискурсе» Выпускная квалификационная работа Вероники Ивановны Кунстман представляет собой анализ способов реализации коммуникативного комфорта в британском и американском педагогическом дискурсе. В основу исследования положено представление о педагогическом дискурсе как культурно-специфическом институциональном феномене. Культурная специфика состоит в представлении носителей лингвокультуры о том, какие средства достижения целей педагогического дискурса являются оптимальными. Следует отметить, что инициатором исследовательской работы, предметом которой является педагогический дискурс, была сама Вероника Ивановна. В ходе написания теоретической части Вероника Ивановна обратила внимание на то, что первичной целью педагогического дискурса исследователи называют социализацию учащегося, и лишь вторичным – сообщение сведений о мире, что во многом определило содержание и дальнейший ход исследования. Также в практической части Вероника Ивановна подробно описала понятие «коммуникативный комфорт», привлекая источники из области коммуникативистики, социологии, педагогики. В соответствии с выделенными в теоретической части стратегиями достижения коммуникативного комфорта Вероника Ивановна последовательно описала примеры из британского и американского корпуса соответственно, и затем сравнила частоту встречаемости разных коммуникативных стратегий и тактик в каждой из этих лингвокультур. Особый интерес представляет раздел практической части, где Вероника Ивановна сравнивает эти стратегии, рассуждает об их значимости в каждой линвокультуре. Результаты исследования, проведенного Вероникой Ивановной, имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Во-первых, в работе продемонстрирован потенциал междисциплинарного подхода к анализу языковых явлений. В частности, работа с очевидностью указывает на связь даже самых распространенных клише, которые использует англоязычный педагог на уроке, с ожиданиями от преподавательской деятельности в Великобритании и США. Во-вторых, результаты исследования, имеют выход на практику. Полученные в результате исследования данные безусловно представляют ценность для всех преподавателей, ведущих занятия на английском языке, в том числе в русскоязычной культуре. Исследование является самостоятельным, законченным и базируется на глубокой проработке научной литературы в области теории дискурса и коммуникативистики. В ходе исследования Вероника Ивановна продемонстрировала заинтересованность в предмете исследования, способность создавать хорошо структурированный, ясный научный текст. Проверка оригинальности текста ВКР на платформе Blackboard свидетельствует о том, что процент цитирований составляет 8,21% текста, заимствований - 2,52%. Ознакомление с характером выделенных заимствований позволяет заключить, что они представляют собой упоминания фамилии ученых, термины и клише научной речи. Выпускная квалификационная работа Вероники Ивановны Кунстман выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускным квалификационным работам студентов магистратуры, и достойна положительной оценки. Автор исследования заслуживает присвоения степени магистра лингвистики. Научный руководитель к.ф.н., ст.пр. С.В.Кудря 01.06.2023