Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки бакалавриата направления подготовки 41.03.04 «Политология» факультета политологии СПбГУ Злобиной Дарины Алексеевны Тема выпускной квалификационной работы: «ВОВЛЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА В РАЗРАБОТКУ И ВНЕДРЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОПЫТ ЭСТОНИИ, ФИНЛЯНДИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ» Нет необходимости доказывать значимость искусственного интеллекта для современной экономики и государственных институтов. Проекты искусственного интеллекта активно внедряются в сфере безопасности, медицины, транспорта, взаимодействия с гражданами и пр. При этом существенную роль в этих процессах играет бизнес. Чтобы усилить интеграцию бизнеса и органов государственной власти в России, необходимо перенимать лучшие практики вовлечения бизнеса в разработку и внедрение искусственного интеллекта в государственное управление, к которым можно отнести опыт Эстонии, Финляндии и Великобритании. В работе Злобиной исследуются теоретические аспекты взаимодействия бизнеса и государства в сфере внедрения искусственного интеллекта в публичном секторе, проводится сравнительный анализ опыта вовлечения бизнеса в разработку и внедрение искусственного интеллекта в государственном управлении в Эстонии, Финляндии и Великобритании. Автор подробно анализирует концептуальные подходы к цифровизации государственного управления, основные направления реализации проектов применения искусственного интеллекта в государственном управлении, особенности взаимодействия бизнеса и государства в сфере внедрения искусственного интеллекта в публичном секторе, особенности взаимодействия бизнеса и государства в Эстонии в сфере искусственного интеллекта, специфику вовлечения бизнеса в разработку и внедрение искусственного интеллекта в государственное управление Финляндии, опыт Великобритании в выстраивании взаимодействия бизнеса и государства в сфере внедрения искусственного интеллекта в публичном секторе. Рассматривая концептуальные подходы к цифровизации государственного управления, автор подробно останавливается на digital era governance и и алгоритмическом управлении. По мнению автора, на данном этапе в государственном управлении могут использоваться следующие технологии и системы искусственного интеллекта: системы разработки и принятия прикладных решений в режиме реального времени, интеллектуальные средства управления сложными проектами и процессами, технологии обработки и анализа больших массивов данных для выполнения контрольно-учетных и экспертно-аналитических функций в сфере государственного управления, прогнозирование и моделирование в условиях существующих неопределенностей, мониторинг, оценка и ранжирование рисков в государственном управлении. Особенно подробно автор останавливается на «суперсервисах» по оказанию жителям государственных услуг, представляющих собой платформы, с помощью которых граждане могут получить ту или иную государственную услугу онлайн и в сжатые сроки. Автор отмечает, что создание данной системы позволит сделать процесс оказания государственных услуг абсолютно прозрачным, свободным от влияния установок госслужащих. При этом граждане смогут всегда иметь результат оказания услуги в электронном формате, который даже сейчас расценивается как аналог физического документа. В свою очередь, возможность получить в любое время и в любом месте государственную услугу сильно влияет на степень удовлетворенности населения от взаимодействия с государством, а также на мобильность граждан. Особенное внимание автор уделяет проектам ГЧП в области внедрения искусственного интеллекта в государственное управление. Автор делает совершенно справедливый вывод о том, что чтобы ИИ мог повысить эффективность, снизить риски, улучшить опыт граждан, масштабировать и трансформировать услуги, власть должна сосредоточиться на определении этических границ, в которых работают системы ИИ их партнеров из частного сектора, которым также необходимо обеспечивать инвестирование центров экспертизы для аудита проектов, использующих искусственный интеллект. Во второй главе автор проводит сравнительное исследование кейсов Эстонии, Финляндии и Великобритании. Автор отмечает, что главной особенностью национальной стратегии внедрения и разработки искусственного интеллекта в государственное управление Эстонии – это открытость. Правительство активно показывает не только процесс администрирования существующих проектов, публикуя отчеты о финансировании и проделанной работе, но и сам принцип функционирования технологий, на основе которых внедряются цифровые решения. Исследование опыта Финляндии показало, что в области внедрения ИИ в государственное управление, несмотря на имеет успех, сохраняется ряд проблем, к котороым относятся проблемы конфиденциальности и безопасности данных, потенциальная предвзятость алгоритмов ИИ, а также необходимость постоянного мониторинга и оценки систем ИИ. Кроме того, этические аспекты, связанные с ИИ, такие как прозрачность и подотчетность, требуют постоянного внимания. Автор отмечает, что сотрудничество является ключевой характеристикой взаимоотношений бизнеса и правительства при внедрении ИИ в Великобритании, которое создает многоакторную сеть из различных министерств, подведомственных им органов, фондов, коммерческих компаний и научных организаций. Правительство признает, что искусственный интеллект обладает преобразующим потенциалом в различных секторах, и стремится создать благоприятную среду для инноваций, при этом уделяя значительное внимание потенциальным рискам и проблемам, связанным с несовершенством нормативно-правовой базы и существующей технической организацией. В целом работа выполнена на высоком уровне. Автор взял на себя задачу работать над сложной темой и с блеском справился с поставленной задачей. Достойное исследование, выполненное в лучших традициях изучения цифровизации государственного управления в СПбГУ. Содержание работы соответствует заявленной теме. Тема раскрыта. Основные требования к оформлению работы соблюдены. Текст изложен грамотно. Дарина Алексеевна показала себя очень ответственной, добросовестной, активной и интересующейся студенткой. Оперативно вносила коррективы в соответствии со всеми замечаниями научного руководителя. Выпускная квалификационная работа Злобиной Д.А. «Вовлечение бизнеса в разработку и внедрение искусственного интеллекта в государственное управление: опыт Эстонии, Финляндии и Великобритании» может быть рекомендована к защите в настоящем виде и заслуживает высокой положительной оценки. Научный руководитель Доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры политического управления факультета политологии СПбГУ Кондратенко Константин Сергеевич