РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Максимовой Марии Романовны по теме «Динамика формантных траекторий речевого сигнала в разных языках» Выпускная квалификационная работа Максимовой Марии Романовны представляет собой самостоятельное законченное исследование. Содержание работы соответствует заявленной теме. Заявленная в названии тема полностью ли раскрыта. В выпускной квалификационной работе студентка раскрывает значимость и актуальность исходного положения: формантные переходы (траектории) внутри гласного имеют значение для разборчивости речи и для автоматического распознавания речевого сигнала. Исследование формантных переходов может использоваться в обучении иностранным языкам, так как для эффективной коммуникации на любом языке необходимо разборчивое произнесение звуков в потоке речи. Кроме того, формантные траектории являются важной характеристикой для идентификации голоса, в том числе в целях криминалистической экспертизы голоса, , чем обусловлена актуальность данной работы. Автором грамотно выделены объект и предмет, цели и задачи исследования, определён его научный аппарат. Структура работы обусловлена задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Объем работы составляет 31 страницу, объем библиографии – 26 наименований. План работы отражает содержание заявленной темы. В первой главе приведено описание предметной области, в рамках которой выполнена данная работа. Проводится обзор аналогичных разработок и способов решения поставленной задачи. Здесь отражены актуальные проблемы теоретического и практического характера. В третьей главе описан процесс отбора набора данных и обработка полученного материала. В заключении представлены основные результаты выполненной работы. Использована современная литература и достижения науки и практики. Мария Романовна успешно справилась с этой непростой задачей. Исследование проведено аккуратно. Результаты подтверждены статистическими расчетами. В работе представлено развернутое обоснование выводов. Результаты исследования показали, что формантные траектории гласных в трех исследуемых языках больше всего различаются в контексте носовых согласных. Было выявлено сходство формантных переходов в английском и немецком языке после переднеязычных согласных. Движение формант во французских гласных в том же контексте оказалось отличным от формантных траекторий в английском и немецком материале. В формантных переходах гласных после губных согласных наблюдались как сходства, так и различия. Траектории формант гласных после заднеязычных согласных были, как правило, сходны во всех исследуемых языках. Были построены графики, показывающие скорость, с которой изменяются значения формант и сделаны выводы, соответствующие разным языкам. Также Значения F1 и F2 каждого гласного были переведены из герц в барки и проведена оценка изменений по этой шкале. Стиль изложения выпускной квалификационной работы носит научный характер. При этом работа доступна читателям с точки зрения языка, стиля, расположения материала, наглядности таблиц, диаграмм, рисунков, формул. Работа сопровождена таблицами, отражающими результативность и всесторонность проведенного эксперимента. Бесспорным достоинством работы выступает обзор литературы по теме исследования, описанная методика проведенной работы, полученные практические результаты. Учитывая систему работы студентки и содержание ВКР, составленной в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, предъявляемых к выпускной квалификационной работе, считаю возможным высоко оценить данную работу. Всё сказанное выше позволяет сформулировать своё отношение к работе следующим образом: выпускная квалификационная работа Максимова Мария Романовна выполнена в соответствии с требованиями к оформлению подобного вида научных работ, может быть допущена к защите и заслуживает положительной отметки.