Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу студента четвертого курса бакалавриата «Особенности взаимодействия государства и театра в сфере российской культурной политики» Ефимовой Дарьи Дмитриевны Выпускная квалификационная работа Ефимовой Дарьи Дмитриевны представляет научный и прикладной интерес с точки зрения вклада в развитие проблематики GR-деятельности. В данной работе на примере функционирования одного из старейших театров в городе Санкт-Петербурге – Александринского театра рассматриваются способы сотрудничества руководства театра с представителями государственной власти на региональной и федеральном уровнях. Работа состоит из двух глав. Первая глава включает четыре параграфа и последовательно раскрывает теоретико-методологические основания выстраивания отношений между органами государственной власти и подведомственными и неподведомственными театрами. В качестве теоретико-методологической парадигмы исследования студент выбирает неоинституционализм, поскольку неоинституциональный подход подчеркивает важность понимания сложного институционального ландшафта, в котором осуществляется культурная политика, и способов, с помощью которых сами институты формируют культурные практики и результаты. В первой главе студент также анализирует нормативно-правовые акты, лежащие в основе культурной политики в Российской Федерации, и определяет основные проблемы в данной сфере. Также студент делает попытку систематизировать основные технологии в области GR-деятельности в театральной сфере, хотя, как отмечает студент, это является непростой задачей, поскольку данная область слабо изучена и имеет незначительное число публикаций. Вторая глава посвящена прикладным аспектами выстраивания взаимоотношений между органами государственной власти на региональном уровне и соответствующими театрами. В качестве регионального органа государственной власти студент выбирала Комитет по культуре г. Санкт-Петербурга, в котором она проходила производственную практику в этом году. Это позволило не только познакомиться с деятельностью данного учреждения, но и выяснить те проблемы, с которыми сталкивается Комитет в области реализации культурной политики. В качестве объекта региональной культурной политики во второй главе выступают театры г. Санкт-Петербург. Однако, следует отметить, что насыщенность театральной жизни нашего города является скорее девиантным, а не репрезентативным случаем для регионов в Российской Федерации. Это касается и финансирования театров Северной столицы, которое лучше благодаря статусу театров и социальным связям на уровне их руководства. Ценным аспектом исследования является анализ кейса Александринского театра в плане выстраивания отношений между руководством театра и органами власти. Данная информация носит отчасти инсайдерский характер, поскольку студент является сотрудником данного учреждения. Студент, анализируя GR-деятельность руководства Александринского театра, указывает на то, что в нем нет специализированного отдела или специалистов в области GR. Лоббирование осуществляется за счет личных связей (социального капитала) руководства театра (директора и художественного руководителя). Так художественный руководитель театра Фокин В.В. входит в состав Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, а директор театра Емельянов С.В. является председателем Координационного совета по культуре Северо-Запада России. Важную роль в обеспечении финансирования данного театра играет Попечительский совет, в который входят известные государственные деятели и деятели в области культуры. Существует также благотворительный фонд "Александринский", основанный в 2004 году, который занимается поддержкой и содействием развития Александринского театра. Резюмируя свое исследование, студент приходит к выводу, что использование GR технологий в области региональной культурной политики, показывает, что театральный GR в России является мало распространенным феноменом. В театрах нет специально выделенных отделов и менеджеров, вся политика по взаимодействию с правительством зависит от связей, опыта, и способностей управляющих лиц театра – директора и художественного руководителя. Несмотря на явные сильные стороны данной работы, возникают вопросы, которые требует прояснения: «Насколько случай Александринского театра является репрезентативным хотя бы на уровне г. Санкт-Петербург? Можно ли утверждать, что другие театры нашего города сталкиваются с подобными проблемами в области GR?» Таким образом, представленная выпускная квалификационная работа выполнена на высоком профессиональном уровне, является самостоятельным и законченным научным исследованием и может быть удостоена высокой положительной оценки в случае убедительной защиты. К.соц.наук, доцент кафедры политического управления СПбГУ Игнатьева О.А. 28.05.2023