«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ) Отзыв на выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию) На тему: «Использование концепции совместного создания ценности в сфере высшего образования с использованием цифровых технологий» Колесниковой Т. Д. ООП ВО BM 5839 «Экономика фирмы и инновационной деятельности» По направлению 38.04.01 «Экономика» Соответствие цели, задач и результатов исследования требованиям образовательного стандарта СПбГУ и образовательной программы в части овладения установленными компетенциями. Работа Колесниковой Т. Д. соответствует требованиям образовательного стандарта СПбГУ и образовательной программы в части овладения установленными компетенциями. Обоснованность структуры и логики исследования. Материал изложен логично. Работа хорошо структурирована. Диссертация включает в себя три главы. В первой главе работы был выполнен теоретический обзор концепции совместного создания ценности в сфере высшего образования. Во второй главе работы рассмотрена реализация концепции совместного создания ценности в современном университете. Проведено полевое исследование форматов реализации концепции co-creation в ходе образовательного процесса в университете В третьей главе работы дана разработка программы реализации концепции сотворчества на примере СПбГУ. Наличие вклада автора в результаты исследования. Колесникова Т.Д. систематизировала материал различных авторов в области концепции совместного создания ценности. Ей проведены самостоятельные полевые исследования. Авторский вклад можно свести к следующим моментам: • Описана концепция совместного создания ценности и формы ее проявления; • Исследовано содержание концепции совместного создания ценности в университете; • Исследован российский рынок он-лайн образования; выявлены тренды в использовании цифровых технологий в образовании РФ • Проведено исследование отношения студентов к реализации концепции cocreation в ходе образовательного процесса в университете; • Выявлено отношение студентов к ряду форматов обучения • Проанализированы образовательные практики co-creation в СПбГУ • Дано обоснование эффективности реализации проектного подхода в ходе образовательного процесса в магистратуре, при котором каждая из сторон-участниц имеет выгоды при реализации данного подхода. Для студентов предоставляется возможность получения практического опыта в процессе учебы и формирование собственного портфолио и резюме после окончания университета, а также возможность трудоустройства в компании, в которых были реализованы проекты. Для университета предоставляется возможность повышения эффективности образовательных программ, а также улучшение маркетинговых коммуникаций. Для компаний-заказчиков, которые сотрудничают с университетом, появляется возможность сокращения затрат на поиск и трудоустройство специалистов, так как они могут приглашать студентов занимать рабочие места. Колесникова Т. проявила умение систематизировать информационный материал, обобщать и делать выводы (составлены авторские таблицы и схемы). Аргументированность и конкретность выводов и предложений, сделанных Колесниковой Т., обеспечивается содержанием научно-исследовательской работы, логикой ее построения, наличием согласованности и достаточно высокой степенью обоснованности результатов выполненного исследования. Научная новизна и практическая значимость исследования. Научная новизна и практическая значимость ВКР может быть сведена к следующим моментам: 1. Глобализация, цифровизация, повышение разнообразия возможных занятий и увеличение объема информации способствовали росту ожиданий от вида и системы подачи в вузах и лекционного материала, и практических занятий. В свою очередь, описанные факторы актуализировали студенческую потребность усвоить больше информации и сделать это быстрее. Технология co-creation в образовании предполагает разработку более эффективных, интерактивных и интересных занятий, что позволяет, в том числе, повысить и мотивацию студентов к образованию. 2. Концепция совместного создания ценности способна внести свой вклад в улучшение образовательного процесса в университете. Подготовка профессионалов с важным набором компетенций является важной задачей университета и экономики в целом, что может помочь реализовать концепция совместного создания ценности благодаря своей практической ориентированности. 3. Согласно результатам проведенного полевого исследования среди студентов можно сделать вывод о том, что повышение профессиональной компетентности и получение новых знаний (не только теоретических, но и практических) важно для современных студентов. Однако важно отметить, что сегодня студенты не удовлетворены полностью повышением уровня профессиональной компетентности, развитием soft-skills, а также реализацией творческого и инновационного потенциала в ходе образовательного процесса. Респонденты выделяют ряд интересующих их образовательных форматов, в рамках которых возможна реализация технологии ‘co-creation’, одни из самых желаемых форматов образовательного процесса для респондентов являются: семинар, где студенты заранее изучают тему, а во время занятия принимают участие в дискуссии, где преподаватель выступает в роли модератора; анализ реальных кейсов и обсуждение, где преподаватель выступает в роли модератора; решение реальных задач для реальных компаний-заказчиков. 4. Сегодня существует ряд образовательных форматов, которые способствуют реализации концепции совместного создания ценности, и которые могут быть реализованы в смешанной форме, то есть как очно, так и дистанционно. Часть данных форматов была проанализирована выше, однако можно отметить, что их объединяет то, что источником получения знания являются два основных канала: новый опыт, полученный из собственной практики; чужой опыт, самостоятельно интерпретированный. В рамках магистерской диссертации предстоит проведение еще одного исследования по роли инновационных структур университета в концепции совместного создания ценности при подготовке высококвалифицированных специалистов. А также в ходе дальнейшей работы предстоит более подробное изучение именно дистанционных форматов реализации концепции co-creation в ходе образовательного процесса, на основе собранных данных в ходе уже проведенного исследования. 5. Проектно-ориентированный подход к образовательному процессу является одним из наиболее успешных способов реализации концепции совместного создания ценности и решения описанных ранее задач. Важность и актуальность внедрения цифровых технологий в образовательный процесс также была описана и доказана в работе. 6. Проведено качественное исследование (интервью с преподавателями и представителями бизнеса), в ходе которого удалось подробнее изучить существующий опыт проектного подхода на Экономическом факультете СПбГУ. Определены основные задачи, которые решает данный образовательный формат, а также набор навыков, которые приобретают студенты (hard skills и soft skills). Дополнительно изучена мотивация преподавателей к участию в новом образовательном формате. Все выявленные гипотезы проверены в ходе дополнительного опроса преподавателей (количественное исследование). 7. Найдено ценностное обоснование эффективности реализации проектного подхода в ходе образовательного процесса в магистратуре, при котором каждая из сторон-участниц имеет выгоды при реализации данного подхода. Для студентов предоставляется возможность получения практического опыта в процессе учебы и формирование собственного портфолио и резюме после окончания университета, а также возможность трудоустройства в компании, в которых были реализованы проекты. Для университета предоставляется возможность повышения эффективности образовательных программ, улучшение маркетинговых коммуникаций, а также повышение лояльности студентов к университету. Для компаний-заказчиков, которые сотрудничают с университетом, появляется возможность сокращения затрат на поиск и трудоустройство специалистов, так как они могут приглашать студентов занимать рабочие места, а также открывается возможность взглянуть под новым углом на существующие задачи. 8. Автором предложена модель реализации нового образовательного формата в ходе образовательных программ студентов-магистрантов. Рассмотрены конкретные этапы реализации, планы по вовлечению каждого из участников (студенты, преподаватели, компании-заказчики), а также определены предложения по оценке эффективности. Умение применять методологию и методику научного исследования. Автор показала умение использовать научную методологию и самые современные инструменты маркетинга и обработки данных экономических исследований. Актуальность использованных информационных источников. В работе использованы актуальные источники информации. Соответствие предъявляемым требованиям к оформлению ВКР. Все требования к оформлению ВКР соблюдены. Соблюдение графика выполнения ВКР. Претензий к автору работы по срокам и качеству предоставляемых материалов не было. Допуск к защите и оценка работы. Работа может быть допущена к защите. Рекомендуемая оценка: отлично. Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики исследований и разработок Н.Н. Молчанов 01.05.2023