ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу Анастасии Павловны Христенко «Ритмическая композиция романа Ю. К. Олеши «Зависть» в зеркале линий развития русской орнаментальной прозы (Н. В. Гоголь, А. Белый)» Главное, что отличает дипломное сочинение А.П. Христенко — это профессионализм. Он проявился на всех этапах работы: начиная от выбора темы и формирования концепции исследования — до формулировки выводов и оформления текста магистерской диссертации. Среди профессиональных качеств А.П. Христенко прежде всего хотелось бы отметить внимательное и вместе с тем аналитическое отношение к работам предшественников. В отличие от большинства типичных студенческих работ в окончательный текст дипломного сочинения вошло не все, что удалось найти и прочесть за время написания работы, а только то, что имеет прямое отношение к теме исследования и важно А.П. Христенко для развития собственной концепции. В результате, из многочисленных ссылок и развернутых примечаний вырастает широкая и в то же время детализированная картина исследований в ряде важных для магистерской диссертации вопросов. Во-первых, это осмысление понятия «орнаментальная проза» в современной науке. Во-вторых, это систематизация различных наблюдений над мотивной структурой романов А. Белого «Петербург» и Ю. Олеши «Зависть». На первый взгляд, меньше внимания уделено в работе принципам мотивной организации прозы Н.В. Гоголя. Однако это обусловлено тем, что в рамках данной работы проза Гоголя рассматривается как исток, отправная точка определенных закономерностей. Речь идет о некоем принципе построения персонажа и сюжета, который восходит к Гоголю и наиболее ярко вновь появляется уже в XX в. — в творчестве А. Белого и, как убедительно показала А.П. Христенко, в романе Ю. Олеши. Тем самым А.П. Христенко удается доказать, что у всех авторов мы видим не просто некий комплекс мотивов, но имеем все основания говорить о ритмической композиции как о принципе организации текста, характерном именно для орнаментальной прозы. Таким образом, итогом дипломного сочинения А.П. Христенко стал, с одной стороны, целый ряд наблюдений над поэтикой находящихся в фокусе ее исследования романов — наблюдений, подчеркнем это, имеющих самостоятельную ценность, с другой —конкретизировать довольно расплывчатое на сегодняшний день понятие «орнаментальная проза», что придает работе самостоятельную теоретическую значимость. Хочется, чтобы это интересное и глубокое исследование А.П. Христенко было продолжено.