ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу Екатерины Витальевны Стефановой «Поэтика аффекта в прозе А.П.Чехова» Е.В. Стефанову отличает интерес к новой и малоисследованной проблематике. Поэтому выбор для выпускной квалификационной работы междисциплинарной темы вполне закономерен. Работа посвящена поэтике аффекта в прозе А.П. Чехова. Волна интереса к изучению аффектов отчетливо обозначилась на рубеже XX–XXI вв. С одной стороны, интерес к этой области вполне закономерен в рамках общей тенденции развития междисциплинарных исследований. С другой, он обусловлен характерным для этого времени ощущением кризиса традиционной филологической проблематики. Применительно к филологической области изучение аффектов предполагало объединение целого ряда подходов к взгляду на традиционные категории. Во-первых, это модернизация проблематики, связанной с психологизмом в литературе. В число типичных задач данного направления входит систематизирование представлений о характерных литературных приемах, используемых для передачи различных аффективных состояний. Во-вторых, исследуются устойчивые средства обозначения аффективных состояний, своего рода «топика» аффектов. В-третьих, изучается набор состояний, которые служат предметом изображения, роль этих состояний в сюжетной динамике и в характеристике персонажа. Наконец, предметом пристального внимания стал рецептивный потенциал аффективных элементов текста — их воздействие на читательское восприятие как произведения в целом, так и отдельных его структур. Еще одно направление в изучении аффектов позволило по-новому увидеть проблематику различных социальных измерений фикционального мира. Выяснилось, что аффект часто выступает как один из индексов социальной рамки персонажа, маркирует движение персонажа как внутри социального поля, так и динамику социального поля в целом. В-третьих, изображение аффектов в литературе давало интересный, разнообразный и обширный материал для построения исторической картины, отражающей представления о человеческой психике, возможностях ее познания, отрефлексированности в культуре телесных и эмоциональных практик. Из этого обширного поля возможностей Е.В. Стефанова сосредотачивает свое внимание на аффективных проявлениях одной из центральных тем литературы — теме любви, а в качестве материала выбирает прозу одного из самых неоднозначных авторов XIX в. — прозу А.П. Чехова. Через анализ поэтики аффективного поля этого чувства Е.В. Стефанова пытается ответить на, казалось бы, наивный читательский вопрос — почему в литературе преобладает изображение несчастной любви. Стремление соединить инновационную научную проблематику с «наивным» читательским восприятием определяет как находки, так и заведомо спорные зоны предпринятого Е.В. Стефановой исследования. Вместе с тем подобный ракурс подхода к научной проблеме характеризует автора работы как человека творческого, открытого к экспериментам и желающего найти пути сближения между интересами профессионального сообщества и интересами обычного, непрофессионального читателя. Увлеченность порой мешает Е.В. Стефановой выработать более критичный взгляд на рассматриваемые ею концепции и результаты собственных наблюдений. Однако решительность, высокая степень мобилизации, умение сконцентрироваться на решении поставленной задачи и стремление добиться результата являются очень важными профессиональными навыками, которые необходимы в различных сферах трудовой деятельности.