ОТЗЫВ научного руководителя на Выпускную квалификационную работу «Публичное медиапространство как интерфейс групповой идентичности молодежи» Дедуха Глеба Валерьевича, направление 39.04.01 «Социология», основная образовательная программа магистратуры ВМ.5589.2020 «Социология», траектория обучения: «Современные исследовательские методы и социологические теории» Выпускная квалификационная работа «Публичное медиапространство как интерфейс групповой идентичности молодежи» Глеба Валерьевича Дедуха посвящена остро актуальной теме – социологическому исследованию медиапрактик, индивидуальной и групповой идентичности популярной в России молодежной субкультуры k-pop сообществ. Во введении к диссертации Г.В.Дедух предельно четко обосновывает актуальность своего исследования, указывая на малую изученность молодежных субкультурных движений, начавших свое формирование в российском обществе в 2000-х гг. А среди этих движений статистически значимым и популярным являются молодежные сообщества, принадлежащие к т.н. «корейской волне». Анализ отечественных публикаций по таким сообществам показывает, что «корейская волна» привлекала внимание социологов преимущественно со стороны кинематографа, музыки и сериальных драм. Социологическому исследованию молодежных русскоязычных k-pop сообществ, их практикам построения своей идентичности, самой специфики этого сектора российской молодежи внимания практически не уделялось. В этом контексте магистерская диссертация Г.В.Дедуха представляет собой уникальное исследование, нацеленное на анализ значимого сектора российского общества. Следует отдельно подчеркнуть, что Г.В.Дедух поставил в своем исследовании весьма сложную цель – посмотреть на этот популярный сектор молодежной культуры сквозь призму процессов цифровизации и медиатизации российского общества. Решение этой сложной исследовательской проблемы потребовало проведения значительных теоретико-методологических изысканий в области классических и современных подходов социологического изучения молодежных субкультур, анализа и подбора концепции медиатизации, адекватной объекту изучения, проведения пилотажного и последующего уже детального эмпирического исследования конкретных русскоязычных кейсов k-pop сообществ. Следует отдельно отметить, что Г.В.Дедух обнаружил прекрасное владение академическими навыками работы с теоретической литературой – провел критический анализ больших массивов социологической литературы по классическим и современным концепциям субкультур, показав преемственность и новизну концепций, наиболее востребованных в современном дискурсе по теме, отобрал в качестве системы координат концепцию «культурных сцен» и обосновал ее преимущества для изучаемого объекта. Весьма удачным также представляется и выбор концепции медиатизации Стига Хьярварда, поскольку она позволяет выявить и проанализировать, каким образом современные медиа встроены в конструирование идентичности новых молодежных субкультур. Проведенное Г.В.Дедухом эмпирическое исследование также демонстрирует профессиональное владение навыками полевой работы социолога – подбор методов, проведение интервью, наблюдения, анализ документов. Результаты, достигнутые и закрепленные в тексте ВКР, в значимой степени коррелируют с общим высоким уровнем академической подготовленности Г.В.Дедуха. В течение всего срока магистратуры Г.В.Дедух неизменно демонстрировал глубокую вовлеченность в академический образовательный процесс, аккуратно посещал все занятия по учебному плану, имея высоко положительные отметки за сданные вовремя учебные дисциплины. Как научный руководитель могу уверенно констатировать преданность занятиям и высокую исследовательскую мотивированность Г.В.Дедуха, самостоятельность в создании и реализации проекта ВКР. Обобщая сказанное выше, можно с уверенностью констатировать, что Выпускная квалификационная работа «Публичное медиапространство как интерфейс групповой идентичности молодежи» Дедуха Глеба Валерьевича отличается продуманностью и подробной проработанностью, цель и задачи, поставленные в работе, решены. Результаты выпускной квалификационной работы Г.В.Дедуха характеризуются самостоятельностью и безусловной новизной. Все это позволяет ходатайствовать об оценке «отлично». д.с.н., профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ Е.А.Островская 26.05.2023