ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на выпускную квалификационную работу Граф Ирины Григорьевны «Кураторские практики и стратегии в искусстве сайт-специфик танцевального перформанса» Тема курирования сайт-специфичного танцевального перформанса является новой для российской художественной критики. И она тем более представляется актуальной, что буквально на наших глазах возникают фестивали и проекты, развивающиеся на пересечении танца постмодерн и искусства перформанса. Ирина Григорьевна Граф поставила перед собой важную задачу не только проанализировать институализацию танцевального перформанса как в западной, так и в российской практике, но и разработать стратегию его экспонирования. Текст выпускной квалификационной работы состоит из трех глав, введения, заключения, списка источников и литературы и приложения. В списке источников шестьдесят шесть наименований, в том числе на английском языке. В первой главе «История танцевального перформанса от истоков до постмодерна» анализируются теоретические основы его возникновения и становления. Вторая глава посвященная опыту институализации танцевального перформанса в России и в мире, завершается описанием фестиваля, как его наиболее характерной формы в современном российском контексте. В третьей главе «Кураторские практики и стратегии в искусстве сайт-специфик танцевального перформанса» автор обращается к практической деятельности кураторов в этой области, предлагая собственную концепцию работы с материалом. На протяжении всего текста теоретические положения подкрепляются практическими примерами из танцевального перформанса. Автор магистерской диссертации, изучив широкий круг источников от основополагающих для данной темы трудов Клэр Бишоп, Роузли Голдберг, Салли Бейнс до работ Анны Козониной, делает выводы, базирующиеся на доскональном знании материала, предлагая свою стратегию экспонирования танцевального пефрорманса, основанную на его сайт-специфичности. Сосредоточившись на таких аспектах, как пространство, контекст и аудитория, Ирина Григорьевна Граф выделила ключевые моменты современного кураторского проекта, отвечающего требованиям формы танцевального перформанса. Текст магистерской диссертации отличается оригинальностью. Он обладает логичной и продуманной структурой и свидетельствует о широкой эрудиции автора, способности не только переосмыслить важнейшие теоретические положения, но и применить их на практике. Впускная квалификационная работа отвечает всем требования ГАК и заслуживает высшей оценки. Туркина Олеся Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств СПбГУ