Рецензия на выпускную квалификационную работу Шпаковой Ирины Александровны «Принципы отбора контента в конвергентном медиапроекте» Гурушкина Павла Юрьевича, и.о. заведующего кафедрой менеджмента массовых коммуникаций, канд.полит.наук Представленная комиссии выпускная квалификационная работа Ирины Александровны Шпаковой актуальна не только в силу макроиндустриальных процессов, но и с точки зрения текущей истории издательского дома «Коммерсант», одного из ведущих медиаконцернов РФ. Отраженная в работе дивергенция принципов отбора контента – процесс, захвативший все развитые медиарынки мира. И внутриредакционный конфликт в газете «Коммерсант» между редакциями онлайновой и оффлайновой версии, отраженный в тексте работы, является не только вехой в истории редакции, но и ярким примером того, что трансформация редакций под влиянием дигитализации не всегда проходит гладко. Принципы и стратегии отбора, создания и монетизации современного медиаконтента для онлайн-версий традиционных медиа не всегда находят понимание у более старшего поколения журналистов и редакторов, не вписываются в устоявшиеся редакционные практики и даже вынуждают, как в случае ИД «Коммерсант», целые редакционные группы покидать большие и знаменитые редакции. Теоретическая глава исследования Ирины Александровны посвящена не только обзору литературы по конвергенции в современных СМИ, но и, что более важно, концепции news values. В российской академической литературе нет адекватного аналога этого англоязычного термина, но речь идет о том наборе свойств новости, на основе которых она отбирается для публикации. При этом, конечно, в российский работах по теории журналистики этот вопрос поднимался неоднократно. Ирина дает грамотный обзор как российской, так и зарубежной теории, что позволяет ей сформулировать доминирующие в газетной журналистике принципы отбора новости для публикации, а также поставить вопрос о совпадении или различии этих принципов в онлайн- и оффлайн-версии газеты «Коммерсант». Еще одно важное дополнение в теоретической главе – демонстрация зависимости принципов редакционного отбора от двух важнейших факторов: аудитории издания и избранного формата подачи новости. Нельзя не согласиться с автором, что эти факторы оказывают решающее значение на выбор повестки дня и его «упаковку». Практическая часть исследования построена на сочетании количественной и качественной методики. Сперва автор показывает, что тексты на разных платформах отличаются формой подачи (в частности, длиной текста); доминирующие жанры также различны. Затем автор проводит количественное сравнение новостных материалов на сайте и в газете. Это сравнение выявляет особенности отбора новостей: около 80% контента совпадает по тематике (т.е. по 20% являются моноплатформенными!), но при этом новости почти никогда не ставятся в полосу в таком виде, как они идут на сайт, и наоборот. Новости появляются сначала на портале, а затем в расширенном и откомментированном виде ставятся в полосу; при этом у печатной версии газеты остается право на эксклюзивные материалы. Можно предположить, что с ростом влияния сетевой версии, на что указывает автор, встал вопрос о том, как печатная версия может зарабатывать, если основной поток новостей уже прочитан пользователями онлайн, поскольку разница в аудитории наблюдается, но она недостаточно существенна, чтобы одна часть редакции не вставала в конкурентную позицию с другой. Несмотря на состоятельность выводов исследования, можно найти и некоторые недостатки, характерные для данной ВКР. 1. Можно пожелать автору использовать больше литературы по современному менеджменту редакций. Так, уже описан опыт многих зарубежных концернов, который показывает, что и там развитие онлайн-версий газет не проходило бесконфликтно. 2. Следовало четче описать выборку исследования. Хотелось бы уточнить, за какой период были взяты тексты для количественного анализа. 3. Много интересной статистической информации и сведений иного характера вынесено в приложения. Но работу очень украсила бы более активная работа автора с этими данными. Но обозначенные недостатки в целом не снижают ценности и уровня данной ВКР. Автор заслуживает присвоения искомой квалификационной степени с положительной оценкой за выпускную квалификационную работу.