РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студентки Мозгалевой Елизаветы Алексеевна «РЕДИЗАЙН КОРПОРАТИВНОГО ИЗДАНИЯ» На прошедшем в Санкт-Петербургском университете в декабре 2015 года фестивале малой прессы научный руководитель данной дипломной работы провел для журналистов корпоративный прессы отдельный мастер-класс, посвященный дизайну. Выяснилось, что проблема качественного наполнения композиционно-графической модели у этого сегмента прессы стоит остро. В связи с этим рецензируемая дипломная работа представляется актуальной и своевременной, тем более, что в ней представлено не просто теория, а собственный практический опыт. Мы не совсем согласны с автором, что «в основном, именно дизайн корпоративных СМИ вызывает трудности у сотрудников предприятий» (с.3), так как этот тезис не подкрепляется никакими фактами и скорее всего не соответствует действительности – у корпоративных СМИ содержание хромает не менее, чем дизайн. В первой главе автор с опорой на теоретические исследования рассматривает основные понятия своей работы, особенности функционирования корпоративных СМИ в России. Исследователь сразу же после теоретического блока подробно разбирает три корпоративных газеты и дает конкретные советы, которые вполне логично адресовать непосредственно редакциям, чтобы полезные рекомендации не остались только в самом дипломе. Особо стоит отметить, что исследователь не ограничивается только анализом дизайна. Важным выглядит тезис о необходимости корпоративных СМИ быть не просто пиар-продуктом, но и учитывать законы и принципы аналитической журналистики и публицистики. Елизавета Алексеевна на примере газеты «Поехали!» также делает важный вывод о том, что журналисты корпоративной газеты не должны закрывать глаза на проблемные и острые темы. Во второй главе выводы подкрепляются анализом собственного проекта в газете «Выделенная полоса». Любопытным выглядит обращение к истории издания с оглядкой на прежний опыт – исследователь с уважением относится к советскому прошлому газеты, что, безусловно, положительно характеризует его, как автора. На конкретных примерах разбираются недостатки прежней композиционно-графической модели, и этот «разбор полётов» может быть весьма полезным для любого корпоративного издания. К незначительным недочетам работы можно отнести, возможно, увлечение автором проблемой только дизайна: в процессе улучшения газеты «Выделенная полоса» остались неясными вопросы об изменении содержательной стороны текстов. Возможно, в дипломе стоило отдельный параграф посвятить анализу текстовой составляющей и предложениям по их улучшению. Но это говорит только о том, что исследование может быть продолжено. Результаты работы имеют практическое применение – разработанный дизайн-макет используется в качестве рабочего макета газеты «Выделенная полоса». К дипломному сочинению отнесены и любопытные приложения: от богатого иллюстративного материала до экспертного интервью с пресс-секретарем предприятия, что качественно дополняет работу. В целом дипломное сочинение Е. А. Мозгалевой выполнено на самостоятельном исследовательском уровне, текст и его оформление в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам. Полагаю, что рецензируемое сочинение заслуживает отличной оценки. Старший преподаватель кафедры периодической печати Е. А. Королев