Отзыв научного руководителя Бобрикова А.А. на выпускную квалификационную работу по направлению подготовки 50.04.01 «Искусства и гуманитарные науки» (Основная образовательная программа BM.5671.2021 «Арт-критика») Захаровой Марины Сергеевны Театр танца Джадсон. Влияние модернистской хореографии на практики перформанса в Америке 1960-х годов. Сюжет исследования посвящен эволюции модернистских танцевальных практик и развитию авангардного перформанса – пересекающихся в одной точке, в Театре танца Джадсон, возникшем в Нью-Йорке в 1962 году. Выбор точки несомненно удачен, поскольку именно на этой площадке, в этом театре были сформулированы самые актуальные проблемы искусства послевоенной эпохи, связанные в первую очередь с разрушением границ: это и выход за пределы модернистского медиума (проблематика постмедиального, чрезвычайно важная в искусстве ХХ века – центральный сюжет в “Art since 1900”, главной истории современного искусства), и стирание границы между специально театральным и повседневным, между высоким и низким; это и стирание границы между исполнителями и публикой, и проблематизация авторства (партитуры и делегированный перформанс). В исследовании дана краткая предыстория сюжета: сначала дадаистская практика перформанса и история танца модерн существуют по отдельности, затем начинают сближаться – в классе Кейджа в Блэк Маунтин, откуда выходят и Мерс Каннингем (вероятно, более всего повлиявший на художников-перформеров), и Роберт Данн (ориентировавшийся на танцоров). Именно здесь эволюция актуального искусства 50-60-х выводит художников за пределы мира артефактов в пространство движения, процесса, действия – тела и его специфики – места и времени (“здесь и сейчас”), таким образом соединяя их с хореографией – через феномен “перформативного поворота” – общностью задач. Центральная точка повествования, Театр танца Джадсон и круг главных имен (Ивонн Райнер, Симон Форти, Триша Браун, Люсинда Чайлдс) – описаны внимательно и подробно, причем именно в оптике, проблематике, лексике современного искусства. Общность задач минимализма сформулирована в идее детеатрализации (в манифесте Райнер: “нет – преображению, магии и иллюзиям, нет – очарованию”). Пространство элементарного – физического движения как такового (в пустом пространстве сцены или вообще за пределами театра, под монотонную минималистскую музыку или вообще в тишине), безликости и анонимности тел, банальности привычных движений, повторяемости, скуки – это пространство центральных проблем искусства 60-х; и именно Театр Джадсон – центральная площадка подобных проектов. Вторая глава исследования, посвященная ему, дает полное представление и о главных тенденциях, общей направленности этого развития, и о множестве вариантов и нюансов минималистской эстетики перформанса. Последняя часть исследования намечает новые тенденции. Это, например, вторичная театрализация минимализма: хореография Люсинды Чайлдс в проекте “Эйнштейн на пляже” (минималистская опера Гласса в постановке Роберта Уилсона), и в целом “интеграция танцевального перформанса… в музейные и театральные пространства – обратный процесс, возвращения к институциям, от которых стремились отказаться хореографы 1960-х”; это общая тенденция 1970-х (одно из порождений которой будет названо постмодернизмом). Еще одна тенденция, тоже только намеченная в тексте – дальнейшие взаимоотношений между пространством структурного (наследия минимализма) и телесного (Роберт Моррис и Брюс Науман), их усложнение, связанное с переводом практик перформанса в формат видео. Нельзя не отметить и еще один интересный сюжет, едва упомянутый (и полностью выходящий за хронологические рамки периода) – Мэтью Барни; очевидно, упомянутый не случайно, поскольку его эволюция – от чистого физического усилия преодоления пространства к дальнейшей мифологизации, эстетизации и театрализации телесности и двигательной активности – в каком-то смысле воспроизводит проблематику исследования на новом этапе развития, в эпоху 80-90-х (и может быть еще одним сюжетом на будущее). Автор демонстрирует отличное знание материала, проблем, актуальных тенденций как в пространстве хореографии (обладающей, несмотря на сближение в точке 1962 года, своей спецификой), так и в сфере современного искусства. Библиография и по той, и по другой проблематике – почти исчерпывающая. Результаты исследования и выводы могут служить основой для дальнейшего исследования истории перформанса (в первую очередь) – и более общих проблем современного искусства, связанных с “перформативным поворотом”. Они могут быть применены для кураторской работы, а также для создания лекционных курсов по данной проблематике. Работа М.С. Захаровой написана в соответствии с имеющимися требованиями и может быть допущена к защите. Кандидат искусствоведения старший научный сотрудник Российского института истории искусств доцент СПбГУ Бобриков А.А.