ОТЗЫВ рецензента на выпускную квалификационную работу РЫЖЕНКОВА АНДРЕЯ СЕРГЕЕВИЧА «СОЛНЕЧНАЯ» КАСЫДА АХМЕТА-ПАШИ Кафедра тюркской филологии СПбГУ Направление: 032100 «Востоковедение, африканистика» Представленное квалификационное сочинение, несомненно, удовлетворяет требованиям актуальности и новизны. Оно посвящено творчеству одного из наиболее выдающихся османских придворных поэтов раннего периода – Ахмета-паши (ум. 1497). Творчеству данного автора ранее было уделено внимание как в общих работах по истории турецкой классической литературы, так и в специальных монографиях, однако его ни в коей мере нельзя считать всесторонне исследованным. В частности, это касается касыд Ахмета-паши – панегирических произведений, в основном восхваляющих правящего султана-падишаха. Во введении к своей работе А.С. Рыженков справедливо отмечает, что избранная им в качестве объекта исследования весьма известная «Солнечная» касыда Ахмета-паши, тем не менее, до сих пор не была предметом собственно литературоведческого анализа. Зарубежные, в особенности турецкие, исследователи в своих работах приводили переводы данной касыды, а их комментарии касались в основном не образной структуры произведения, а жизненных реалий эпохи, отражённой в ней. Автор представленного сочинения предлагает именно собственный разбор многочисленных образов произведения, выявляя из связи между собой, что может явиться ценным вкладом в изучение как творчества Ахмета-паши, так и османской панегирической поэзии в целом. Представленная работа имеет чёткую структуру, вполне отражающую логику изложения процесса исследования. Она состоит из «Введения», в котором вполне отражается степень исследованности вопроса, чётко ставятся цели и перечисляются задачи работы; «Биографии» Ахмета-паши; собственно исследовательской части, состоящей из четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, содержащей полный текст и перевод на русский язык «Солнечной» касыды, выполненный автором самостоятельно. Последний раздел работы, несомненно, важен и уместен, так как представляет достаточный объём материала, позволяющий автору сделать аргументированные выводы по заявленной теме. Биографический раздел работы основан, преимущественно, на османских источниках, представленных в интерпретации современных турецких авторов, однако он отражает и собственное мнение А.С. Рыженкова по ряду дискуссионных вопросов биографии Ахмета-паши, что весьма отрадно. В изложении автора представленного исследования читателю предстаёт весьма живой образ османского придворного поэта, несомненно, обладающего выдающимся талантом и незаурядными, порой неоднозначными, человеческими качествами, со сложной судьбой, пережившего на своем долгом земном пути немало взлётов и падений. Таким образом, данный раздел сочинения нельзя считать простой компиляцией, он уже сам по себе является критическим исследованием творческого пути поэта. Последующие главы – «Образы луны», «Образы небесного свода», «Солярные образы» и «Параллели» – составляют собственно исследовательскую часть, где решаются две из задач, поставленных во «Введении»: вычленение космологических образов в касыде и раскрытие их использования для восхваления персоны шаха. Собственно, эти главы представляют собой развёрнутый комментарий к большинству из 68-и бейтов касыды, предельно насыщенным традиционными и оригинальными (авторскими) художественными образами. Следует подчеркнуть, что автор работы комментирует именно сами образы, объясняя их использование, а не только реалии, отраженные в исследуемом произведении. Особенно удачной представляется глава «Солярные образы», где мы находим комментарии практически к каждому бейту касыды. Автору сочинения удалось показать, в каких ипостасях выступает образ солнца в стихотворении. Солнце в касыде – это «созидатель», «даритель», «хранитель», «подчинённый», «уступающий падишаху», реже «равный падишаху»; в касыде выявляется «связь зависимости» между образами солнца и падишаха. В «Заключении» автором обобщается ход исследования и излагаются основные результаты проведённого анализа. Наиболее заметным из них представляется выявление «связи зависимости» между падишахом и «ярчайшим предметом объективной реальности – солнцем», в которой «падишах оказывается повелителем не только земной тверди, но и небесного свода» (с. 41). Напряду с бесспорными достоинствами представленного сочинения, следует указать и на ряд недочётов. В частности, на с. 12, где автор дает характеристику «Дивана» Ахмета-паши, остаётся неясным, сколько всего произведений в жанре «касыда» содержит его самое полное издание. На с. 7 и последующих, вместо общепринятого в настоящее время в научных сочинениях слова «везир», автор употребляет его устаревшую форму «визирь». На с. 13 имеется некорректное утверждение о том, что «всех последующих османских поэтов Ахмет-паша (!) считал собственными учениками». При этом упоминаются имена Неджати и Бакы, живших уже в XVI в., после кончины Ахмета-паши. На с. 18 следовало бы привести перевод малоупотребительного в современном турецком языке слова «zevrak» (поэтич. ‘лодка, чёлн’). Имеется в работе и некоторое количество стилистических недочётов, встречаются отдельные случаи нарушения согласования и научного стиля речи (сс. 3, 18, 20, 22, 25, 33, 37, 40). Встречаются в сочинении и пунктуационные ошибки, чаще всего однотипные ( сс.12, 13 15, 16, 24, 25, 28, 33, 39). Тем не менее, данные недочёты не препятствуют пониманию излагаемых фактов и мыслей автора и не уменьшают общего благоприятного впечатления о работе. Выпускная квалификационная работа Рыженкова Андрея Сергеевича представляет собой законченное самостоятельное исследование, в котором получены значимые для науки результаты и сделаны убедительные выводы. Можно порекомендовать автору подготовить на её основе научную статью или цикл статей о системе образов «Солнечной» касыды Ахмета-паши. Представленное сочинение соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного уровня, и заслуживает положительной оценки. Доцент Кафедры тюркской филологии СПбГУ, кандидат филологических наук Алексей Игоревич Пылев.