ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу Яковлевой Дианы Витальевны, студентки IV курса бакалавриата очной формы обучения факультета социологии СПбГУ, по теме «Профилактика кибербуллинга в отношении учащихся старших классов как направление психосоциальной работы» Развитие интернета влечет за собой как позитивные, так и негативные последствия. К последним можно отнести разного рода преступления, получившие название киберпреступлений (мошенничество, вымогательство, киберпроституция, сбыт наркотических веществ и т.д.). Особую угрозу представляет распространение насилия в интернете. Речь, прежде всего, идет о травле в интернет-пространстве – кибербуллинге. Считается, что наибольшую угрозу кибербуллинг представляет для подростков и молодежи, поскольку они являются активными пользователями гаджетов, позволяющих взаимодействовать в сети с разными акторами. Распространенность кибербуллинга затронула и школьную среду, в которой реализуются актуальные потребности подростков. Решение разных проблем при этом может переноситься в интернет-коммуникации, что повышает риски проявления интернет-травли, как индивидуальной, так и коллективной. Все это свидетельствует о важности разрабатываемой выпускницей темы, цель которой состоит в изучении кибербуллинга среди старшеклассников и возможности его профилактики методами психосоциальной работы. Во введении студентка обосновывает актуальность избранной темы, формулирует цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе ВКР рассматриваются вопросы, связанные с развитием представлений о кибербуллинге, его видах и причинах, особенностях кибербуллинга в школьной среде и его последствиях для участников травли. Вторая глава включает в себя анализ следующих вопросов: формы и методы профилактики кибербуллинга среди школьников; основные подходы психосоциальной работы с участниками кибербуллинга в школьной среде; проблемы межведомственного взаимодействия в реализации психосоциальной работы. Третья глава носит прикладной характер и посвящается анализу результатов анкетирования школьников по теме кибербуллинга, а также результатов интервью с педагогами и специалистами учреждений социального обслуживания по проблемам профилактики травли в интернете. Необходимо отметить значимость и сложность организации исследования, поскольку известно, что школы, в силу ряда причин, неохотно предоставляют площадки для исследований. В заключении выпускница дает некоторые рекомендации по совершенствованию психосоциальной школьной работы по профилактике кибербуллинга. Следует отметить заинтересованное и ответственное отношение Дианы Витальевны к написанию выпускной квалификационной работы. Помимо исследовательских компетенций, она продемонстрировала хорошее знание литературы по теме, включенность в научную деятельность посредством участия в научных конференциях, подготовки и публикации тезисов по теме ВКР. Дипломный проект студентки имеет практическую направленность, четкую структуру, написан научным языком с уместным использованием терминов, соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, может быть допущен к защите и заслуживает поддержки. Проверка на плагиат показала, что ВКР содержит 80,65% оригинального текста. Научный руководитель: д.соц.н., профессор кафедры теории и практики социальной работы Т.В. Шипунова