Отзыв на выпускную квалификационную работу бакалавра 4 курса основной образовательной программы 39.03.01 «Социология» Санкт-Петербургского государственного университета Чжэн Цзини на тему «Цифровизация образования и социально-экономическое неравенство» Представленная Чжен Цзини квалификационная работа представляет собой теоретико-аналитическое и эмпирическое исследование, посвященное анализу весьма актуальной для нашего времени проблемы. Имеется ввиду связь цифровизации образования и социально-экономического неравенства. По мнению автора ВКР, цифровое образование, с одной стороны, повышает качество и эффективность образования в целом, а с другой – существенно влияет на появление новых форм социально-экономического неравенства. Цифровое неравенство, по мнению автора, может как смягчить социально-экономическое неравенство и способствовать социальной справедливости и терпимости, так и усугубить социально-экономическое неравенство, вызвать новые разделения и барьеры между людьми. Работа написана в соответствии с требованиями государственного стандарта и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении автор вполне квалифицированно сформулировал актуальность проблемы, цели и задачи своей работы, а также объект, предмет и гипотезу исследования. С помощью обзора литературы, анализа статистических данных и эмпирического исследования связи между цифровизацией образования и социально-экономическим неравенством автор ВКР попытался выявить специфику этой связи, ее влияние на такие социально-экономические показатели, как успеваемость студентов, трудоустройство будущих специалистов и т.д. На основе этого анализа предлагается ряд мер по смягчению социально экономического неравенства, порождаемого цифровизацией образования. К их числу относится увеличение инвестиций в инфраструктуру образования, расширение процесса обучения учителей цифровым технологиям, установка и предоставление стипендий и субсидий для студентов из низкодоходных семей, разработка индивидуальных образовательных программ, разработка технологий взаимодействия между онлайн и офлайн образованием В целом выпускная квалификационная работа написана вполне самостоятельно (заимствований 1%), содержит элементы творческого подхода как к анализу теоретического материала, так и проведению эмпирического исследования, внутренне структурирована и вполне логична, свидетельствует об информационной эрудиции автора, его умении изучать и анализировать образовательные процессы. Учитывая потенциал автора, хотелось бы пожелать Чжен Цзини успешной защиты своей ВКР Научный руководитель: Кандидат философских наук, доцент Пашков Михаил Владимирович 22.05.2023