В своей работе Саша Еранин осваивает сравнительно новый и многообещающий метод ассириологических исследований — просопографический анализ клинописных текстов. Данное исследование представляет собой опыт просопографического анализа, проведенного на материале трех клинописных текстов 19 в. до н.э. из города Ларса с привлечением синхронных письменных источников из других городов Южной Месопотамии. По представлению автора, она может стать в некотором роде «испытательной моделью» для будущего масштабного исследования по просопографии Южной Месопотамии старовавилонского периода (1-й пол. II тыс. до н.э.) на основе десятков тысяч сохранившихся клинописных текстов. Работа состоит из четырех глав. В первой главе автор собрал и изложил сведения об уже предпринятых и ведущихся в настоящее время проектах по ономастике и просопографии древней Месопотамии, а также представил краткое изложение политической истории царства Ларса (место происхождения документов) в рассматриваемый период. Цель данной работы, как указывает автор, состояла в том, чтобы воссоздать на основе просопографического анализа характер имен собственных, родственные связи, а также профессиональную и должностную структуру определенной группы населения царства Ларса второй половины 19 – первой половины 18 в. до н.э., сведения о которой сохранились в клинописных источниках. Во второй главе автор аргументирует причины выбора базовых документов для данного исследования (YOS V 119, YOS VIII 4 и YOS VIII 7), приводит их транслитерацию и перевод. Автор выдвигает предположение, что все три контракта, составленные в 1826, 1821 и 1820 гг. до н.э., объединяет не только одно и то же лицо, выступавшее покупателем, но и объект продажи (строение или часть его). Таким образом, участники сделки (стόроны и свидетели), по-видимому, составляли достаточно тесную соседскую группу. Далее приводится список имен 47 персон, которые упомянуты в этих документах. Главная часть данной работы представлена в третьей главе: каталог лиц и отдельные ономастические и просопографические наблюдения, которые автор делает на основе составленного каталога. Основой всякого просопографического исследования является формирование обширной базы данных (каталогов), содержащей однотипную информацию, извлеченную из архивных и справочных источников – в данном случае из клинописных документов, - что позволяет проводить сравнения и делать обобщения. В основу представленного исследования был положен составленный автором каталог, который включает 47 имен собственных, упоминающихся в этих трех деловых документах последней четверти 19 в. до н.э. Кроме этих имен собственных, автором были включены в каталог также имена их тезок/соименников, которые упоминаются в синхронных текстах из соседних с Ларсой городов: из Ура, Ниппура и Куталлы (было привлечено 593 текста). Помимо имен собственных, в каталоге указаны (при наличии в текстах) данные о месте происхождения каждого человека, профессии/должности/родственных связях и дате составления текста, в котором он упомянут. Таким образом, составленный автором каталог включает имена собственные и сопутствующие данные по лицам, жившим в четырех соседних городах Южной Месопотамии в конце 19-начале 18 в. до н.э., и представляет собой вполне наглядную базу для дальнейших исследований по ономастике и просопографии. В конце главы автор приводит некоторые наблюдения в области ономастики и просопографии, сделанные в ходе работы с каталогом. В последней, четвертой главе автор подробно останавливается на многочисленных вопросах, возникавших в ходе изучения трех основных документов (точное понимание и правильное прочтение отдельных клинописных знаков, имен собственных, терминов, обозначающих профессии и должности), и предлагает свои варианты решения этих вопросов. В новейших исторических исследованиях под термином «просопография» подразумевается направление, предполагающее изучение массовых источников (в нашем случае — это клинописные тексты) с целью создания на основе статистического анализа информации динамических «коллективных биографий» отдельных социальных групп, страт, населявших определенную территорию в определенный временной промежуток. В данном случае объект исследования — это отдельные группы и сообщества, жившие на территории Южной Месопотамии в 19-18 вв. до н.э., чье существование и деятельность отразились в большом массиве синхронных исторических источников. Просопография не заменяет, но дополняет традиционные методы исторического исследования, обращая основное внимание на «персональный человеческий» контекст исторического процесса: социальный, профессиональный, возрастной, культурный Единый подробный указатель имен собственных, профессий, должностей, упоминающихся во всех проработанных автором клинописных документах, очень полезен и для поиска каких-то сведений об отдельных персонах, и как некоторое (непрямое) отражение существовавшей в тот период на территории юга Месопотамии общей ситуации: социальной, этнической, языковой, религиозной. В исторических исследованиях, выполненных в рамках просопографических баз данных, стало возможным преодоление своего рода «кризиса исторической науки», который выражался в ограниченности объекта исторического познания, присущего как марксистскому, так и любому другому теоретико-методологическому инструментарию, восходящему к «классической европейской науке» XVIII–XIX вв., когда основным объектом исторического познания оказывались обезличенные классы и массы, на фоне которых одиноко возвышались персоны царей и прочих правителей. Причина доминирования такого однобокого подхода к «доантичной» древности крылась, прежде всего, в элементарном отсутствии (недоступности) исторических источников, способных «персонифицировать» историю древнего Ближнего Востока. Благодаря просопографическому направлению в изучении исторического процесса и потоку письменных источников, начавшемуся в «эпоху великих археологических открытий» (XIX в.) и непрекращающемуся по сей день — потоку из многих тысяч датированных документов IV–I тыс. до н.э., отражающих повседневность десятков городов и стран древнего Ближнего Востока, — в современной исследовательской практике удалось в определенной мере осуществить синтез философских подходов, до этого существовавших в двух полярных философско-исторических традициях: т.е. сохранить внимание к объективному и закономерному в силу массовости в историческом развитии (марксистская философия истории), в то же время показав индивидуальное и неповторимое, случайное и стихийное, эволюционное и традиционное как неотъемлемую составляющую часть исторического процесса. Представленная ВКР свидетельствует о том, что автор умеет не только читать на профессиональном уровне древние клинописные тексты, составленные на шумерском и аккадском языках, а также источники на других древних языках (древнееврейский, древнегреческий), но и владеет навыками анализа и оценки их содержания, при этом свободно ориентируется в современной научной литературе. Работа четко и логично структурирована. Содержание работы полностью соответствует заявленной теме и представляет большой интерес для историков древности, позволяя в определенной мере приблизиться к реалиям повседневной жизни ближневосточного социума эпохи древности. Представленную работу можно оценить как исключительно тщательное и профессиональное исследование, которое может послужить моделью для масштабного проекта по просопографии Южной Месопотамии 1-й пол. II тыс. до н.э. (старовавилонский период). Работа САШИ ЕРАНИНА «Имена собственные в клинописных текстах из государства Лapca времени правления Варад-Сина и Рим-Сина I (1834-1763 гг. до н.э.): вариант просопографического анализа» заслуживает самой высокой оценки. Материалы разделов (глав) ВКР при определенной доработке могут быть подготовлены к публикации в виде отдельных научных статей.