Отзыв на выпускную квалификационную работу бакалавра 4 курса основной образовательной программы 39.03.01 «Социология» Санкт-Петербургского государственного университета Лю Цзиян на тему «Социологический анализ роли Болонского процесса в развитии образования в Европе» Квалификационная работа Лю Цзиян представляет собой значительный интерес для широкого круга читателей, особенно Китайской народной республики. Это обусловлено тем, что ее автор достаточно подробно рассматривает большой перечень документов (декларации, конвенции, коммюнике), которые сопровождали и направляли интеграционные процессы в сфере европейского образования, получившие название Болонский процесс. Лю Цзиян не просто анализирует эти документы, он использует принципы, утверждаемые Болонским процессом, в качестве методологической базы анализа и совершенствования интеграционных процессов в сфере образования в одном из районов КНР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении автор вполне квалифицированно, как того и требует написание ВКР бакалавра, сформулировал актуальность проблемы, цели и задачи своей работы, а также объект, предмет и гипотезу исследования. Первая глава посвящена анализу причин запуска Болонского процесса и его воздействия на развитие образования в Европе. Именно в этой главе анализируется содержание тех документов, которые легли в основу организации Болонского процесса. Во второй главе анализируется влияние Болонского процесса на интеграцию высшего образования в Китайском регионе дельты реки Янцзы. Указывается на необходимость использования некоторых принципов организации Болонского процесса (развитие сотрудничества между университетами, сотрудничество образования с бизнесом, повышение мобильности студентов и т.д.) в развитии высшего образования в КНР. Социологическое исследование (глава 3) с использованием онлайн-анкетирования студентов из КНР, обучающихся в России, наглядно демонстрирует как хорошие навыки и умения Лю Цзиян как вполне сформировавшегося социолога-практика, приобретенные в процессе учебы в СПбГУ, так и вполне позитивное отношение студентов КНР к реализации Болонского процесса в России. И в заключении хотелось бы отметить, что ВКР, написанная Лю Цзиян в основном на китайских и английских источниках, выиграла бы в содержательном плане, если бы ее автор больше внимания уделил обзору и российских публикаций по проблемам становления Болонского процесса. Научный руководитель: Кандидат философских наук, доцент Пашков Михаил Владимирович 22.05.2023