ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на выпускную квалификационную работу бакалавриантки 4-го года обучения факультета социологии по направлению 39.03.01 – Социология (основная образовательная программа бакалавриата СВ.5056.2019 «Социология») Санкт-Петербургского государственного университета Татарниковой Екатерины Игоревны «Жизненные стратегии современной молодежи со средним образованием: профессиональные траектории на рынке труда» Признано, что современный этап развития общества характеризуется глубокими изменениями процессов во всех сферах жизни, под их влиянием формируются жизненные стратегии современной молодежи. В свою очередь, профессиональные траектории, профессиональный выбор являются ключевыми в раскрытии содержания жизненной стратегии. Особое значение в этих условиях приобретают формирование и реализация жизненных стратегий молодого поколения. В этой связи тема исследования, посвященного жизненным стратегиям современной молодежи со средним образованием и ее профессиональным траекториям на рынке труда, актуальна, а само исследование обладает научно-практической значимостью. Перед Е.И. Татарниковой была поставлена цель – исследовать профессиональные траектории молодежи со средним образованием, как части жизненной стратегии, определить факторы, влияющие на их формирование. На мой взгляд, Е.И. Татарниковой удалось: 1) рассмотреть основные подходы к анализу жизненной стратегии, раскрыть содержание этой категории, выделить типологию жизненных стратегий; 2) определить роль образования в формировании жизненных стратегий, показать, что тип жизненной стратегии также связан с выбором молодым человеком образовательной стратегии; 3) изучить трансформацию ценностного отношения к образованию среди современной молодежи со средним образованием, в результате которого был сделан вывод, что ценность образования в глазах молодых людей изменилась, образование занимает значимое место в структуре ценностей молодежи, но чаще воспринимается как инструмент достижения других жизненных целей – формирование себя как состоявшейся личности, утверждение на рынке труда, построение карьеры, материальное благополучие, – а не как самоценность; 4) выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование профессиональных траекторий молодежи со средним образованием в рамках жизненной стратегии; 5) раскрыть направления профессиональных траекторий молодежи со средним образованием в рамках жизненной стратегии. Причем решение последних задач было осуществлено на основе проведения эмпирического исследования, что позволяет лучше понять происходящие процессы в этой сфере. Бакалаврианткой получены, на мой взгляд, достаточно информативные результаты. Полагаю, что с поставленными задачами бакалавриантка успешно справилась. У меня, как у научного руководителя, сложилось положительное впечатление от выпускной квалификационной работы Екатерины Игоревны Татарниковой. Хотел бы отметить научность ее построения и содержательность выводов. В ходе своей учебы в бакалавриате и подготовки ВКР Е.И. Татарникова продемонстрировала работоспособность, дисциплинированность, достаточный уровень знаний в области социологии, наличие необходимых профессиональных компетенций (знаний, навыков и умений), склонность к самостоятельной исследовательской деятельности. Считаю, что выпускная квалификационная работа Е.И. Татарниковой «Жизненные стратегии современной молодежи со средним образованием: профессиональные траектории на рынке труда» соответствует направлению подготовки и отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам бакалавриантов. С моей точки зрения, представленная работа заслуживает высокой положительной оценки («отлично»). Научный руководитель д.социол.н., профессор Кафедры социального управления и планирования СПбГУ Пруель Н.А.