ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу по направлению 39.03.02 «Социальная работа» ФЕДОРОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ ДМИТРИЕВНЫ на тему: «РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» Выпускная квалификационная работа Е.Д. Федоровой представляет самостоятельную работу, в которой поставлены и исследуются значимые для социальной работы проблемы инклюзивного школьного образования в России. Актуальность темы выпускной работы не вызывает сомнений, поскольку развитие инклюзивного школьного образования является важнейшим элементов социальной интеграции детей и подростков с инвалидностью. Инклюзивное образование в российских школах является научной задачей, имеющей теоретическое и социально-практическое значение. Структура выпускного исследования является логичной и отвечает поставленным целям и задачам. Основное содержание работы изложено в трех главах. В первой главе Е.Д. Федорова проанализировала теоретические и правовые основы развития инклюзивного школьного образования. Во второй главе представлен анализ организации инклюзивного школьного образования в России, в том числе в отдельных регионах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Калининград), и третья глава посвящена результатам эмпирического исследования по реализации программ инклюзивного образования в государственных и негосударственных школах Санкт-Петербурга. Екатерина Федорова проявила себя сложившимся исследователем, способным самостоятельно ставить и реализовывать научно-исследовательские задачи. Работа написана на хорошем теоретическом уровне с использованием современной российской и иностранной научной литературы. Дизайн эмпирического исследования продуман, разработанный инструментарий позволил автору собрать интересные данные по развитию инклюзивного образования в Санкт-Петербурге с точки зрения доступности среды, социальной интеграции, педагогической компетентности, социальной адаптации детей с особыми потребностями. Важной составляющей работы являются разработанные автором практические рекомендации по развитию инклюзивного образования как в государственных, так и негосударственных школах. Оценивая выпускную квалификационную работу в целом, подчеркнем, что избранная автором тема является актуальной и практически значимой, цель работы достигнута, все поставленные задачи исследования выполнены. Выпускная квалификационная работа Екатерины Дмитриевны Федоровой «Развитие инклюзивного школьного образования в современных России» соответствует всем требованиям, предъявляемым к ВКР по направлению 39.03.02 «Социальная работа», и заслуживает высокой положительной оценки при условии успешной защиты. Научный руководитель, доктор социологических наук, профессор кафедры теории и практики социальной работы О.И. Бородкина 29.05.2023