Отзыв на выпускную квалификационную работу «Практика взаимодействия и презентации себя в пространстве fashion-мероприятия» Ольховской Сабины Александровны Выпускная квалификационная работа С.А. Ольховской посвящена исследованию модных мероприятий в контексте современного общества потребления, а точнее практикам презентации себя. В постсоветский период трансформировалась социальная структура российского общества, стали заметны различия между различными классами. Модные мероприятия стали местом демонстрации социального положения более обеспеченных слоев населения. Вызывают интерес процессы социальной дифференциации, что отчасти позволяет увидеть эта работа. ВКР С.А. Ольховской состоит из трех глав. В первой и второй главе рассматриваются различные теоретические подходы, исходя из которых, можно приблизиться к научному постижению данной проблематики. В них автор выпускной квалификационной работы анализирует такие теоретические концепции, как символический интеракционизм, драматургический подход, теорию коммуникативного действия, ссылаясь на таких ученых, как Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Г. Блумер, И. Гофман, Ю. Хабермас и др. Автора ВКР интересует то, как люди представляют себя в контексте модных мероприятий. Другая линия дискуссии, на которую обращается внимание во второй главе, связана с исследованиями общества потребления, о чем писали такие авторы, как Т. Веблен и у нас В.И. Ильин. И здесь, конечно, большой интерес вызывают практики демонстративного потребления участников fashion-мероприятий, критика общества потребления. В третьей главе представлены собственно результаты эмпирического исследования. Было проведено 16 интервью с участниками модных мероприятий, проводилось участвующее наблюдение двух модных мероприятий - показ весна-лето 2023 года в мультибрендовом бутике «Babochka» и неделя моды в Санкт-Петербурге, которые подробно прописаны в работе. Становится понятно, что участие в показах доступно далеко не всем. Приглашения рассылаются потенциальным покупателям, доказавшим ранее свою платежеспособность. В то же время в ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что гости мероприятий посещают такого рода ивенты не потому, что им столь интересна новая коллекция, а скорее потому что это благоприятная возможность для демонстрации себя и поддержания своего престижа в обществе. На основании собранного эмпирического материала гипотеза получила подтверждение. Автор делает вывод, что дизайнеры больше стремятся представить свои коллекции и найти новых покупателей, тогда как обеспеченные участники «ивентов» стремятся продемонстрировать и подчеркнуть свой высокий статус. В заключение хотелось подвести итог: выпускная квалификационная работа Ольховской Сабины Александровны соответствует требованиям и заслуживает самой высокой положительной оценки. 17 мая 2023 года Научный руководитель к.с.н., доцент кафедры культурной антропологии и этнической социологии Ивлева Ирина Владимировна