ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на выпускную квалификационную работу Валерии Алексеевны Сыслоятиной по теме «Стратегии и тактики туристов в использовании онлайн-платформ и социальных сетей для организации путешествий» Одна из ценностей нашего мира – свобода перемещений. Возможность осваивать и присваивать пространства культивируется лидерами мнений, «звездами», политиками. Привычка быть мобильным воспитывается с детства и закрепляется институционально и инфраструктурно. Наряду с этим «поворотом к мобильности» и практически повсеместной включенностью современных граждан в туристическую практику, происходит значительная цифровая трансформация всех туристических сервисов и появление новых явлений в организации путешествий. Аналитики и практики туризма пишут о е-туризме, то есть о максимальной медиатизации и технологизации этой сферы. Поэтому вполне логично и целесообразно провести социологическое исследование быстро меняющейся «туристической реальности». Считаю, что Валерия Сысолятина вполне корректно и точно определяет социологический подход к туризму, сосредотачивая внимание на социальном опыте современных туристов. Каковы установки, ожидания, мнения и действия путешествующих сегодня людей – это может проанализировать именно социолог. Обращаясь к туристическому опыту, Валерия разделяет его на стратегии и тактики. Это делается с опорой на социологию повседневности, в перспективе которой стратегии воплощают собой некоторые институциональные способы канализации социальной активности, а тактики есть творческие интерпретации институциональных регулятивов людьми. Такая теоретическая схема эффективно работает применительно к исследованию опыта туристов, поскольку возможно наблюдать институцилнализированную цифровую инфраструктуру как объективированные «стратегии», а действия туристов, использующих эту инфраструктуру – как субъективные «тактики». Думаю, что проведенная студенткой теоретическая работа, обладает элементами новизны и является достойным результатом. Валерия проверяет выдвинутые ею гипотезы в эмпирическом исследовании. Проведенный студенткой онлайн-опрос даёт свежие данные о распространении цифровизации и ее влиянии на то, как в XXI веке организуются путешествия. Интересным аспектом работы является изучение, так называемой, народной экспертизы, то есть советов и впечатлений, распространяемых в социальных сетях. Современные пользователи привыкли обращаться к рейтингам народных экспертов перед покупками, услугами... Так происходит и с организацией путешествий: официальная информация сайтов, контекстуализируется оценками и мнениями обычных граждан. Все эти явления рассмотрены и обоснованы Валерией в ее тексте ВКР. Сотрудничество с Валерией Сысолятиной дало мне много положительных впечатлений. Надеюсь, что и комиссия высоко оценит результат ВКР и поддержит мою высокую оценку. О. В. Сергеева, доцент факультета социологии СПбГУ