ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на выпускную квалификационную работу бакалавра «Мелодия как мем: (вос)производство социокультурных кодов в музыкальном потреблении», подготовленную П.А. Тынтаревой (направление подготовки 39.03.01 «Социология») Полина Артемовна Тынтарева работала под моим научным руководством в течение двух лет обучения в бакалавриате, и наше сотрудничество, без сомнения, оказалось для меня как научного руководителя и просто социолога-качественника интересным и полезным опытом, поскольку Полина показала себя как смелый и оригинально мыслящий исследователь. Для своего квалификационного исследования Полина выбрала поистине новаторский сюжет: в фокусе ее внимания оказались музыкальные вкусы и практики слушания, но рассмотренные не только в рамках классической культурно-производственной парадигмы, но и из перспективы междисциплинарных исследований мемов. Полина рассматривает культовые мелодии как мемы, укорененные в системе устойчивых социокультурных кодов аудитории и одновременно изменчивые, имеющие большой потенциал распространения, способные «дрейфовать» из контекста в контекст. Благодаря этой необычной перспективе исследование Полины является во многом пионерским и, без сомнения, характеризуется выраженной научной новизной. Полине удалось сформировать логичную непротиворечивую структуру работы, а также синтезировать концептуальный язык теории культурного потребления Пьера Бурдье, социальной теории мемов и теории поколений для формирования своего аналитического вокабуляра. Подчеркну, что в эмпирической части Полина последовательно использует результирующий инструментарий. Удачным представляется и Полинин выбор методов сбора и анализа эмпирических данных: хорошо «сработала» комбинация пилотажных полуструктурированных интервью и подготовленных по результатам их анализа фокус-групп, благодаря которой автору удалось сформулировать ряд нетривиальных выводов о том, какая музыка становится популярной у поколений «миллениалов» и «зуммеров», каковы механизмы признания такой музыки культовой, как такая музыка встраивается в структуру вкусов и повседневных практик слушателей, а также становится значимой частью их биографического опыта и даже коллективной идентичности. Работая над ВКР, Полина показала себя как креативная и компетентная студентка, способная самостоятельно формулировать исследовательские вопросы в почти не изученном поле, синтезировать и адаптировать под нужды своего оригинального проекта различные теоретические рамки, гибко преодолевать серьезные трудности эмпирической работы и конструировать собственные микротеории на основе полученных данных. Результаты проверки выпускной квалификационной работы Полины показали, что доля оригинального текста в ней составляет более 95 %, причем совпадения, выделенные программой, указывают на закавыченные цитаты и список литературы. Вышесказанное позволяет заключить, что квалификационная работа бакалавра, подготовленная Полиной Тынтаревой, является самостоятельным оригинальным текстом, выполнена на достойном теоретическом, методологическом и эмпирическом уровне и полностью отвечает требованиям, предъявляемым к квалификационным работам подобного рода. Как научный руководитель, я высоко оцениваю представленное в работе исследование и желаю Полине продолжить обучение в магистратуре. Научный руководитель, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ А.М. Хохлова