ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса (бакалавриат) факультета социологии САЛЬНИКОВОЙ Екатерины Евгеньевны на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ОТЦОВ: ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА» Сальникова Е.Е. занимается этой тематикой уже со второго курса. У неё таким образом был хороший старт для выполнения ВКР. Тема эта очень непростая для исследования, поскольку отцы неохотно говорят о конфликтах в семье, стремясь скрыть проблемы не только от исследователя, но порой и от себя. Тем не менее, проявив определённые коммуникативные способности, ей удалось наладить контакт как с ними, так с их детьми-подростками и провести в итоге самостоятельное качественное исследование. Для его выполнения помимо достаточно высокого уровня профессионализма от неё потребовалась социальная смелость, настойчивость, целеустремлённость, умение устанавливать доверительные отношения с информантами. Не в меньшей степени от неё потребовались и навыки кропотливой исследовательской работы, поскольку интервью были очень длительными (порой по несколько часов на информанта) и транскрибировать их было непросто. Все эти качества она проявила в должной мере. При этом она исходила из того, что современные взаимоотношения (и конфликты) не похожи на внутрисемейные столкновения прошлых лет, так как несут в себе неповторимые черты XXI века с присущими ему процессами глобализации, компьютеризации, изменения гендерных ролей. При этом акцент ей был сделан на таком малоисследованном аспекте этих взаимоотношений как усилившийся межпоколенческий разрыв, обусловленный закономерными историческими изменениями. Исследовалась скорее не классическая «проблема отцов и детей», а отношения представителей «цифрового» и «реформенного» поколений, чья юность прошла в период перестройки и последующих либеральных реформ. Здесь ей был проявлен творческий инициативный подход, который выявил, насколько видоизменились взаимоотношения двух поколений. Ей установлено, что развитие современных конфликтов обусловлено интернет-зависимостью молодежи и попытками родителей защитить ребенка от пагубного воздействия гаджетов, отчасти «устаревшими» методами воспитания отцов, беспокойством родителей по поводу будущих профессий своих детей, очень «медленным» взрослением, инфантилизмом молодых людей, их нежеланием вступать во взрослую жизнь, постоянно раздвигая рамки детства и вызывая непонимание отцов своего такого равнодушия к реальному миру. В пользу результативности её подхода говорят меры, способствующие профилактике конфликтного поведения современных подростков и отцов, среди которых меры по преодолению гаджетозависимости, инфантилизма подростков, просвещению старшего поколения и др. Она специально исследовала ситуацию обострения (как казалось очевидно многим) взаимоотношений в период пандемии Covid-19. Однако исследование показало, что ситуация карантина практически не отразилась на внутрисемейных взаимоотношениях. Это в определённой мере говорит о новизне её результатов. Материал исследования можно будет использовать в читаемых мною курсах по социологии конфликта, социальной работе с молодёжью, практической конфликтологии. Она таким образом проявила выраженный личностный и профессиональный потенциал, ориентацию в методах исследования, способность к самостоятельному и углублённому подходу в исследовании очень актуальной проблемы. Имеет публикацию по тематике ВКР в рамках Ковалевских чтений. Работа прошла проверку по программе «Руконтекст» (оценка оригинальности текста – 86,3%). В целом выпускная работа Сальниковой Е.Е. выполнена на высоком профессиональном уровне, отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам по направлению «социальная работа», и заслуживает высокой положительной оценки, а также продолжения. Научный руководитель к.с.н., ст. преп. О.В.Келасьев