Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный университет Факультет искусств Кафедра информационных систем в искусстве и гуманитарных науках ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ студента бакалавриата Мирхаева Ильнара Ильдаровича Направление 09.03.03 «Прикладная информатика» Тема ВКР: «Разработка прототипа соревновательной многопользовательской игры» Актуальность. В настоящее время наблюдается активное развитие киберспорта и связанной с ним сопутствующей деятельности. Дополнительный толчок в развитии киберспорта оказала пандемия ковид-19, когда обширная аудитория пользователей вынуждена была переместить свою деятельность в виртуальное пространство. Это коснулось не только зрительской аудитории но и самих участников соревнований, которые приобрели виртуальную составляющую. С этой точки зрения создание многопользовательской соревновательной игры безусловно является актуальным. Содержание: работа посвящена реализации полного цикла разработки игрового приложения, предназначенного для поддержки проведения виртуальных соревнований. В самой постановке задачи заложено необходимость использования распределенных вычислений с отслеживанием коллизий, связанных с сетевым взаимодействиям участников и совместном конкурентном использовании общих ресурсов. Эти особенности задачи были учтены Ильнаром еще на этапе проектирования архитектуры приложения и аккуратно отслеживались в процессе реализации проекта. В качестве базовой архитектуры сетевого взаимодействия была выбрана одноранговая сеть, позволяющяя упростить взаимодействие малых групп участников и отсутствие необходимости постоянного поддержания сервера приложения. На ряду со способностью реализовать общую архитектуру приложения Ильнар показал свои возможности в решении конкретных технических задач. Так выбрав в качестве базового спортивного вида лучный спорт, студент интегрировал в игровой процесс специфические особенности стрельбы из лука. Принятая студентом изоляция объектов-участников друг от друга и от локального окружения позволила потенциально упростить динамическое подключение игроков к игровой сессии и решить проблемы масштабирования. В процессе выполнения ВКР Ильнар проявил самостоятельность в принятии решений, высокую квалификацию, что позволило ему получить результат профессионального уровня в реальные сроки. Ильнар проявил себя как сложившийся профессионал, который способен решать сложные комплексные технические и творческие задачи. Полученные знания и умения она сможет с успехом применить в различных областях, связанных с созданием мобильных приложений. Итоговая работа говорит о высоком профессиональном уровне и творческом потенциале. Работа Мирхаева Ильнара Ильдаровича отвечает всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам по направлению 09.03.03. «Прикладная информатика, и заслуживает высокой оценки», а ее автор заслуживает присвоения квалификации «бакалавр». к. ф.-м. н., доцент, доцент Кафедры информационных систем в искусстве и гуманитарных науках Щербаков Павел Петрович