Отзыв на выпускную квалификационную работу «Проблемы мобильности горожанок с грудными и малолетними детьми (на примере мегаполиса)» Лотц Елизаветы Сергеевны Выпускная квалификационная работа Е.С. Лотц посвящена довольно актуальной проблематике повседневной мобильности женщин с грудными и малолетними детьми. В настоящее время все чаще говорят о необходимости создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями, хотя эта проблема все еще не решена. Но о молодых матерях с маленькими детьми, как правило, забывают. В то же время в социологии нередко отмечается, что в эпоху глобализации все больше растет мобильность населения. Во всяком случае, люди стремятся быть мобильными. И когда это не получается, испытывают фрустрацию, заброшенность. Данная ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теории и подходы к изучению мобильности. Один из основных ученых, разрабатывающих данную проблематику в современных условиях, Джон Урри, на которого активно ссылается Е.С. Лотц. Также в этой главе она рассматривает проблему повседневного передвижения, мобильности, ссылаясь на М. де Серто, Е. Трубину, А. Шютца и др. Кроме этого, автор ВКР уделила внимание тому, как воспринимаются повседневные маршруты в сознании горожанок с малолетними детьми, какой у них складывается образ города. В теоретической части она описала, в частности, то, как исследуется этот вопрос в социологии и смежных дисциплинах, опираясь на концепцию К. Линча. Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого был проведен анкетный опрос, в котором участвовало около 70 человек, но в конечном итоге обработано было 69 анкет с жительницами Санкт-Петербурга, имеющими детей до трех лет. Дополнительно к этому Елизавета Лотц просила нескольких участниц исследования нарисовать карту их типичного маршрута, т.е. использовала на практике метод ментальных карт при изучении мобильности. Карты повседневных маршрутов представлены в работе. В ходе исследования выяснилось, что более половины опрошенных женщин пользуются общественным транспортом, несмотря на возникающие сложности. Повседневные маршруты горожанок с детьми чаще проходят в границах района проживания. Подтвердилась гипотеза о том, что городская среда плохо адаптирована для маломобильных членов общества. Гипотеза о том, что повседневный маршрут зависит от дня недели, тоже подтверждена. На выходных зона мобильности расширяется благодаря использованию автомобиля. Но опять же это так, если в семье имеется машина. Другие женщины могут быть лишены этой возможности. Гипотеза о том, что женщины с малолетними детьми стараются реже посещать общественные места из-за существующих трудностей при передвижении, подтвердилась частично. Считаю, что выпускная квалификационная работа Лотц Елизаветы Сергеевны соответствует требованиям и заслуживает высокой положительной оценки. 26 мая 2023 года Научный руководитель к.с.н., доцент кафедры культурной антропологии и этнической социологии Ивлева Ирина Владимировна