Отзыв научного руководителя Двинятиной Жамилы Рузмаматовны на ВКР Поляковой Екатерины Викторовны «Особенности репрезентации и эволюция образа партизана в советском кинематографе 1940 - 1980-х гг.» Работа Екатерины Викторовны сегодня представляется мне чрезвычайно важной. Это основанные на переработке и пристальном изучении большого количества сложного материала, выводы, сделанные автором работы самостоятельно, с серьезным подходом к критическому наследию советской эпохи – статей и книг, документальных свидетельств и фильмов, которые она разбирает и создает целостную картину репрезентации и эволюции важнейшего для советского художественного дискурса образа – образа народного защитника Родины времен Великой Отечественной войны. Очевидно, что образ партизана – это и образ, объединяющий разные исторические эпохи России, ведущий тему к зарождению его современной номинации во времена Отечественной войны 1812 года. Поэтому Екатерина Викторовна не боится выйти за рамки указанного в названии временного отрезка и показывает формирование и бытование образа широко. В само советское время, когда образ партизана на экране был нормативным, степень адекватности его восприятия зрителем стиралась, этот образ навязывался сверху, застревал в сознании воспринимающего ничего не значащим штампом, требующим почти полного игнорирования. Однако примеры художественных картин высокого уровня, приводимые для анализа Екатериной Викторовной, свидетельствуют о том, что настоящие художники всегда стремились углубиться в предлагаемый материал. Так, магистрантка рассматривает образы партизан в картине Алексея Германа «Проверка на дорогах», где сам сюжет создает поле для разнообразия его репрезентации, снабжения образа различными характерами, применением в его подаче зачастую противоположных художественных приемов. То же относится и к интереснейшему анализу классического фильма Элема Климова «Иди и смотри». Но работа Екатерины Викторовны не ограничивается анализом конкретных, высокохудожественных фильмов. Она рассматривает проблему с разных сторон, как должно ученому, подвергая изучению, например, наряду с удачными картинами и ряд забытых ныне, второстепенных фильмов, в которых, как обычно бывает с произведениями невыдающимися, нагляднее видны следы художественной матрицы, штампов эпохи, не замаскированных талантом и не переработанных им. Екатерина Викторовна проделывает большую работу, не сделанную никем до нее. Она выявляет большое количество фильмов, где образ партизана не только возведен в культ мученика, но иногда просто мерещится за лесом других образов советской культуры. Она сортирует и описывает этот образ по жанровой принадлежности, прозорливо сообщая читателю, что жанровые конвенции, очевидно, влияют на конкретику представления в единичном фильме. Она отдельно сосредотачивает внимание на интереснейшей и пока не переработанной современным киноведением теме детского кино и образа партизана в нем. Она смотрит на образ через призму современной критики и критики той эпохи, которую изучает и дает создавшуюся картину в хронологическом в первой главе и тематическом – во второй и третьей – порядке, наглядно показывая читателю разнообразие подходов к проблеме. Наконец, хочется отметить лаконичный, ясный и гибкий язык изложения результатов научной работы, хорошо подобранные, убедительные иллюстрации, доклады по теме работы, сделанные Екатериной Викторовной на конференциях. Все это убеждает меня в том, что представленное к защите сочинение соответствует всем предъявляемым критериям и заслуживает высокой положительной оценки. К.ф.н., старший преподаватель Двинятина Жамила Рузмаматовна