Отзыв о выпускной квалификационной работе студентки кафедры мастерства художников кино СПбГУ Варвары Бартновской Выпускная дипломная работа Е. Поповой выполнена по новелле классика немецкой литературы Гюнтера Грасса «Кошки-мышки» и является проектом изобразительного решения ансамбля костюмов для полнометражного художественного фильма. Диплом состоит из 12 композиционных цветовых эскизов, каждый из которых отображает конкретную контрапунктную сцену произведения. Дипломная работа включает в себя дополнительно 10 цветовых эскизов главных героев, к которым прилагаются таблица занятости и переодеваний, технологические эскизы для пошивочной, «линейка», а также цветовую экспликацию по всему произведению и сбор изобразительного материала. Портфолио и пояснительная записка выпускницы завершают перечень проделанной ею работы по данному диплому. Дипломный проект выполнен Варей в полном объеме. Проделана предварительная работа по изучению костюма и быта в Германии конца 30 – начала 40-х годов 20-го века, сбору изобразительного материала по данной теме. В экспликации показаны основные сцены произведения, тем самым наглядно представлено цветовое и стилевое решение будущего фильма. Эскизы экспликации практически являются кадрами будущего фильма. Композиционные эскизы разделены на две части двумя портретами главного героя Йоахима Мальке. Первая часть показывает зрителю довоенные события из жизни героя, вторая – в годы войны. Меняется тон и цвет эскизов, вместо светлых и цветных темные и почти монохромные. То же касается и образа самого Мальке – на первом портрете уверенный в себе юноша, истинный ариец, на втором – человек со сломанной судьбой, разочарованный в идеалах своей юности. Другие персонажи новеллы, представленные Варей, достаточно убедительны, точно передают время внешними характеристиками (прически, макияж) и костюмом. В композиционных эскизах персонажи представлены в конкретных сценах в конкретных местах действия во взаимодействии с другими персонажами и средой. Хочется отметить стилистику каждого эскиза и диплома в целом. Лаконичность и сдержанность в цвете, динамичность построения каждого эскиза, некоторая угловатость лиц и фигур персонажей, множество ломаных линий в композициях отвечают основному лейтмотиву произведения - жестокость времени, в которое герою и его одноклассникам пришлось взрослеть, губительное воздействие нацизма на сознание людей. Понимание и осмысление студенткой идеи произведения, и точное отображение этого в эскизах дипломного проекта говорит о подготовленности дипломника к будущей работе в кино, о его понимании «ансамблевости» костюмов всех героев фильма. Представленные Варей технологические разработки костюмов героев с описанием, точным кроем и образцами тканей подтверждают профессиональную подготовленность выпускника. Материалы создания дипломной работы: эскизы выполнены акрилом, углем и цветными карандашами. С помощью этих материалов студентка добивается передачи собственного восприятия литературного первоисточника и отраженного в нем времени. Нельзя, правда, не отметить некоторую сырость эскизов, недостаточное внимание к прорисовке деталей костюмов героев, некоторую небрежность в самой подаче эскизов. Несмотря на это, я, как руководитель этой выпускной квалификационной работы, считаю, что студентка Варвара Бартновская своим дипломным проектом продемонстрировала умение самостоятельно решать профессиональные задачи, и, следовательно, подготовлена к работе в кино в качестве художника – постановщика по костюму. Руководитель ВКР, Заслуженный художник РФ, доцент СПбГУ Л.П. Конникова