Отзыв о выпускной квалификационной работе студентки кафедры мастерства художников кино СПбГУ Елизаветы Суховеевой Дипломная работа выпускницы творческой мастерской «Мастерство художника кино и телевидения по костюму» Елизаветы Суховеевой является проектом изобразительного решения ансамбля костюмов для художественного фильма по повести-сказке Василия Шукшина «До третьих петухов». Диплом состоит из 11 цветовых композиционных эскизов, каждый из которых отображает конкретную контрапунктную сцену произведения. Дипломная работа включает в себя дополнительно 12 цветовых эскизов главных героев, к которым прилагаются таблица занятости и переодеваний, технологические эскизы для пошивочной, «линейка», а также цветовую экспликацию по всему фильму. Портфолио и пояснительная записка выпускницы завершают перечень проделанной ею работы по данному диплому. Дипломный проект выполнен Лизой в полном объеме. Проделана предварительная большая работа по изучению документального материала, сбору изобразительного материала по данной теме. В экспликации тщательнейшим образом проработаны практически все сцены произведения, тем самым наглядно представлено цветовое решение будущего фильма. Чистовые композиционные эскизы выстроены грамотно, остро; цветом и тоном отражают настроение каждой сцены и передают общее иронично-трагедийное настроение произведения. В чистовых композиционных эскизах персонажи представлены в конкретных сценах в конкретных местах действия во взаимодействии с другими персонажами и средой. Интересно найдены образы и костюмы героев: в них и время, и страна, и характеры, и настроение героев в определенные моменты. Экспозиция эскизов дипломной работы, во-первых, добавляет элемент сказочности – доска с указателями, куда идти Ивану в поисках справки, перекликается с указателями на перепутье сказочным персонажам; а во-вторых, эскизы располагаются таким образом, что Иван заканчивает свое странствие в той же точке, откуда начал свой путь. Мы видим тех же персонажей, что и вначале, которые послали героя за никому не нужной справкой и сразу забыли о нем, как только он закрыл дверь. Никто не порадовался за него, что он вернулся живой и здоровый, и принес не просто справку, а и саму печать. Лизе, тем самым, удалось передать одну из основных тем первоисточника – боль автора от людского равнодушия, нежелания сопереживать, сочувствовать другому человеку. Материалы создания работ – гуашь, пастель, соус, акварельные, масляные и угольные карандаши, а также карандаш по стеклу и пластику. Всеми этими материалами выпускница владеет свободно, профессионально. Хочется отметить цельность каждого эскиза и диплома в целом, что говорит о подготовленности дипломника к будущей работе в кино, о его понимании «ансамблевости» всех костюмов всех героев фильма. Представленные Лизой технологические разработки подтверждают профессиональную подготовленность выпускника. Руководитель ВКР, Заслуженный художник РФ, доцент СПбГУ Л.П. Конникова