ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на выпускную квалификационную работу бакалавра «Трансформация интерактивных ритуалов в петербургских коворкингах: вызовы цифровизации и пандемии», подготовленную М.С. Стреленко (направление подготовки «Социологические исследования в цифровом обществе») Мария Сергеевна Стреленко работала под моим научным руководством со второго курса и с самого начала демонстрировала большой интерес к исследованию коворкингов как особых коммуникативных и креативных сред. Для своей выпускной квалификационной работы она выбрала сюжет, который принципиально не изучен в научной литературе: формирование и функционирование коворкингов как особых площадок, где могут разворачиваться интерактивные ритуалы, то есть возникать внутренне структурированные механизмы взаимодействия резидентов, результат которого напрямую зависит от ситуационной комбинации необходимых элементов и ресурсов, которые вносят в интеракцию участники. На выходе участники успешного интерактивного ритуала наращивают свои культурные капиталы и приобретают коллективные идентичности. Автор теории интерактивного ритуала Р. Коллинз подчеркивает, что интерактивные ритуалы возникают только в ситуации физического соприсутствия участников, поскольку в противном случае невозможной оказывается их эмоциональная и когнитивная «соподстройка». По предположению Марии, в обычных условиях коворкинги как раз отвечают этому условию, выступая физическими площадками для встреч и взаимодействия творческих профессионалов. Однако насколько управляющие и резиденты коворкингов осознают преимущества этой пространственной близости и пользуются ими? Более того, во время пандемии многие коворкинги были вынуждены «заморозить» работу и отчасти перенести свою активность в цифровое пространство. Отсюда второй исследовательский вопрос работы: сохраняются ли шансы на формирование интерактивных ритуалов при виртуализации коммуникации резидентов? Такая постановка вопросов, безусловно, характеризуется теоретической новизной, а поиск ответов на них потребовал от Марии тщательной полевой работы. В теоретической главе ВКР Мария сбалансированно синтезирует идеи соотношения физического и социального пространства Пьера Бурдье, ключевые постулаты теории креативного класса Ричарда Флориды и основные положения теории интерактивных ритуалов Рэндалла Коллинза. В своем изложении коллинзовской концепции студентка демонстрирует прекрасное понимание основных аргументов автора, обращается к дополнительной литературе, а также анализирует релевантные исследования, где дебатируется возможность разворачивания интерактивных ритуалов в цифровой коммуникации. Также Мария отлично ориентируется в эмпирических исследованиях коворкингов, осуществленных как в России, так и за рубежом. Выбор множественного кейс-стади в качестве дизайна эмпирического исследования представляется мне удачным и четко обоснованным: сопоставляя два случая, Мария убедительно показывает как общие коммуникативные практики и механизмы формирования цепочек интерактивных ритуалов в коворкингах, так и уникальные черты каждой площадки, сопряженные с определенным стилем управления, составом резидентов, организацией физического пространства и мн. др. В ходе подготовки и осуществления полевого проекта Мария проявила себя как умелый и разноплановый исследователь: она успешно разработала и апробировала исследовательский инструментарий (в частности, гайды интервью с управляющими и резидентами коворкингов), добилась доступа в поле и собрала серию информативных нарративов. В работе отчетливо слышен «голос поля» благодаря обильной представленности цитат из интервью и их глубокому анализу. В результате у Марии получилась очень качественная социологическая этнография коворкингов. Так, Мария показывает, какова пространственная организация коворкингов; какие входные барьеры для аутсайдеров имеются в интерактивных ритуалах, разворачивающих в коворкингах; каков общий фокус внимания резидентов и управляющих и как это внимание поддерживается; каково общее настроение и как оно поддерживается; как обеспечивается соподстройка/синхронизация участников; и, наконец, каковы результаты ритуалов (что происходит с групповой солидарностью и с эмоциональной энергией участников, какими капиталами участники обладают на выходе, какие складываются (или пересматриваются) нормы и ценности). Также в работе предложен ряд наблюдений о том, при каких условиях интерактивные ритуалы в коворкингах имеют шанс развиться в цепочку ритуалов и почему эти шансы снижаются при перемещении коммуникации на цифровые площадки. Результаты проверки выпускной квалификационной работы Марии показали, что доля оригинального текста в ней составляет более 90 %, причем совпадения, выделенные программой, указывают на цитаты и список литературы. Вышесказанное позволяет заключить, что квалификационная работа бакалавра, подготовленная Марией Стреленко, отражает результаты оригинального и самостоятельного авторского исследования, обладающего элементами научной новизны и выполненного на достойном теоретическом, методологическом и эмпирическом уровне, и полностью отвечает требованиям, предъявляемым к квалификационным работам подобного рода. Как научный руководитель, я очень высоко оцениваю представленное в работе исследование и желаю Марии продолжить обучение в магистратуре, тем более что у нее уже есть большой задел для магистерской диссертации. Научный руководитель, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ А.М. Хохлова 04.06.2023