Отзыв о выпускной квалификационной работе студентки кафедры мастерства художников кино СПбГУ Любови Дегтяревой Дипломная работа Л. Дегтяревой по роману российского писателя Евгения Водолазкина «Лавр» представляет собой творческое решение ансамбля образов персонажей и их костюмов в предполагаемом полнометражном художественном фильме. Диплом состоит из 19 композиционных цветовых эскизов, каждый из которых отображает конкретную контрапунктную сцену произведения. Дипломная работа включает в себя дополнительно 10 цветовых эскизов главных героев, к которым прилагаются таблица занятости и переодеваний, технологические эскизы для пошивочной, «линейка»; а также цветовую экспликацию по всему произведению и сбор изобразительного материала. Портфолио и пояснительная записка выпускницы завершают перечень проделанной ею работы по данному диплому. Работа студентки над дипломом велась планомерно, начиная с преддипломной практики, на которой было собрано большое количество изобразительного и документального материала по данной теме. Досконально были изучены костюмы различных социальных слоев России XV века, быт, традиции и культура русского народа этого периода времени. Большое внимание было уделено изучению церковного облачения, житийной литературы древней Руси. Сделана подробная и тщательнейшая экспликация по всем основным сценам романа. Эскизы экспликации практически являются кадрами будущего фильма. Очень убедительны созданные выпускницей персонажи произведения. Помимо острых характеристик каждого из этих героев, их лиц и фигур, с большим вниманием и любовью изображены их костюмы, которые раскрывают и дополняют характеры этих людей. Главного героя Люба показывает в нескольких периодах его жизни, с детства и до момента его вознесения глубоким старцем. Меняется герой – меняется и его одежда, соответственно взрослению и пережитым событиям. Помимо эскизов представлены и технологические разработки костюмов героя с описанием, точным кроем и образцами тканей. Композиционные эскизы дипломного проекта – это образное изобразительное решение наиболее важных событий в жизни героя. В них тщательно проработаны не только главные, но и второстепенные персонажи и их костюмы, продуманы ансамбли этих костюмов в различных эпизодах. Не оставлены без внимания и места действия, которые обозначены хотя и достаточно лаконично, но при этом точно передающие время и настроение данного эпизода произведения. Композиция каждого эскиза способствует наиболее полному раскрытию смысла сцены. Очень точно передан язык этого, по словам самого Евгения Водолазкина, «неисторического романа», в котором герои легко переходят с древнерусского или церковнославянского на современный, используют канцеляристские обороты, юродивые неприлично бранятся, монахи отпускают смешные шутки. И у Любови Дегтяревой полная историческая достоверность изображения средневекового мира сочетается с изображением пластиковой бутылки, появившейся из-под снега весной, с банкой из-под кока-колы в пустыне, с фотографией работников магазина «Русский лен» середины 60-х годов двадцатого века, с изображением итальянской свадьбы начала двадцатого века. Тем самым живописным языком достигается выражение основной идеи произведения об относительности времени. Необходимо отметить и общее решение экспозиции эскизов дипломного проекта. Они следуют один за другим, событие за событием, показывая жизненный путь героя романа, а завершающий эскиз, Вознесение Лавра - высокая вертикаль. Такое решение говорит о глубоком понимании темы произведения. Материалы создания дипломной работы: эскизы персонажей выполнены простыми и цветными карандашами, экспликация акрилом, композиционные эскизы – в технике масляной живописи. С помощью этих материалов студентка добивается тщательности, «сделанности» эскизов, поистине, филигранности изображения. Я, как руководитель данной выпускной квалификационной работы, считаю, что заявленная тема раскрыта полностью. Студентка Любовь Дегтярева своим дипломным проектом продемонстрировала умение самостоятельно решать профессиональные задачи, и, следовательно, подготовлена к работе в кино в качестве художника – постановщика по костюму. Считаю, что данная ВКР заслуживает высокой оценки. Руководитель ВКР, Заслуженный художник РФ, доцент СПбГУ Л.П. Конникова