ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса направления «Реклама и связи с общественностью» Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ Екатерины Сергеевны Соколовой на тему «Продвижение артистов музыкальной индустрии: тренды отрасли и современные PR-технологии» При написании выпускной квалификационной работы, касающейся современных PR-технологий в музыкальной индустрии, Екатерина Сергеевна Соколова зарекомендовала себя как грамотный специалист, способный изучать, обобщать и анализировать зарубежный опыт в области музыкального PR. Актуальность темы дипломного исследования обусловлена множеством факторов, среди которых важнейшим является активное проникновение и в музыкальный бизнес в целом, и в практику PR, в частности, новых технологий, в первую очередь связанных с развитием потоковых сервисов. Екатерина Сергеевна проделала большую работу, как в теоретическом, так и в практическом плане. В основе исследования более 100 источников, включающих как монографии и научные статьи, так и интернет-сайты, пресс-релизы, официальные документы. Особенно стоит отметить качественную проработку зарубежных научных работ, а также использование большого количества статей профессиональных периодических изданий и отчетов профильных музыкальных организаций, вышедших за последний год. Нельзя не упомянуть и проведенные автором экспертные интервью, которые позволили подкрепить теоретические изыскания практическим опытом специалистов в области музыкального менеджмента, PR и рекламы, которые именно сейчас работают в музыкальной сфере и могут проследить тенденции ее развития. В первой главе Екатерина Сергеевна рассматривает текущее состояние и перспективы развития музыкальной отрасли, как в целом в мире, так и непосредственно в США, на основе анализа ряда авторитетных зарубежных источников выявляет последние тенденции в области музыкального PR. Приводится подробное описание собственно составляющих музыкальной индустрии, описываются существующие бизнес-модели и принципы регулирования авторского права в отрасли. Во второй главе Екатерина обращается к американской группе Thirty Seconds to Mars как к субъекту продвижения, ее истории, текущему состоянию и проблемам. Проблемное поле и возможности по нивелированию негативных явлений представлены в традиционном SWOT-анализе субъекта продвижения. Автор работы дает свои рекомендации по изменению сложившихся практик с учетом мирового опыта и опыта конкурентов. Достоинством данной работы считаю приведение автором словаря используемых иностранных названий и терминов. Структура выпускной квалификационной работы в целом соответствует поставленным целям и задачам, ее можно считать логичной и обоснованной. Серьезных замечаний не имею. Безусловно, автору не удалось избежать традиционного для теоретических работ последнего времени смещения акцентов в сторону PR-технологий в интернете. Иные технологии – такие, например, как продвижение синглов для ротации на радиостанциях, на мой взгляд, удостоились значительно меньшего внимания. Не как недостаток, но как рекомендацию по дальнейшей разработке темы можно отметить, что автор не обращается к опыту отечественного шоу-бизнеса и не проводит отдельного анализа или сравнения с российской музыкальной индустрией. Можно говорить о том, что уровень владения бакалавром методами проведения качественного анализа документов, наблюдения, экспертного интервью, анализа тематических сайтов, SWOT-анализа, анализа медийного поля соответствует требованиям, предъявляемым к специалистам по связям с общественностью. Выводы соответствуют поставленной цели исследования, материал изложен системно и логично, стилистика и оформление также отвечают необходимым требованиям. На высоте теоретическое осмысление проблемы, адекватно сочетание теории и практики, есть большой потенциал для развития выбранной темы в дальнейшем. Выпускная квалификационная работа Екатерины Сергеевны Соколовой несомненно состоялась как самостоятельное научное исследование и заслуживает высшей положительной оценки. PR-директор концертного агентства Jazz do it Л.А. Тарасюк