Рецензия на выпускную квалификационную работу Елены Николаевны Игониной по теме «Коммуникационная политика концерна Volkswagen в условиях кризиса» ВКР Е. Н. Игониной посвящена достаточно интересной и актуальной теме, связанной с анализом антикризисных коммуникаций автомобильного концерна Volkswagen в сентябре 2015 г., когда выяснилось, что в некоторых дизельных автомобилях компании использовалось специальное оборудование для занижения уровня выброса вредных веществ во время официальных испытаний. Это мошенничество было вскрыто во время одного из учебных экспериментов в Университете Западной Виргинии по использованию микродатчиков для анализа вредных выхлопов. К удивлению ученых некоторые автомобили концерна Volkswagen показали слишком большие уровни загрязнения, не соответствующие официальным стандартам. В результате исследований выяснилось, что более десяти миллионов дизельных автомобилей концерна Volkswagen по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения официальных тестов в десятки раз занижало количество вредных веществ. Несомненно, выбор темы ВКР в данном случае является большим плюсом. Давая общую характеристику дипломной работы следует признать, что она выполнена на высоком уровне и соответствует, за исключением небольших оформительских шероховатостей, предъявляемым требованиям. Структура работы логична. Цели и задачи поставлены грамотно. В первой главе проводится концептуальный анализ антикризисных коммуникаций. Во второй главе, автор анализирует опыт проведения антикризисной кампании автомобильного концерна Volkswagen. С выводами и результатами исследования, в целом, можно согласиться. Некоторое недоумение вызывает тот факт, что в тексте работы проделанный автором SWOT-анализ, не резюмирован в традиционном для это метода виде матрицы или таблицы из четырех ячеек. Качество самого SWOT-анализа не вызывает нареканий, а вот неспособность резюмировать результаты исследований вызывают некоторое удивление. Второе наше замечание связано с некачественным описанием программы контент-аналитического исследования. Остались полностью невыясненными ответы на следующие вопросы: почему именно эти СМИ исследовались? Каков был период исследования? Каков удельный вес публикаций о скандале в общем количестве публикаций? Как именно определялись единицы счета для рис. 1.1 и рис. 1.2? В частности, в введении указывается, что были исследованы публикации трех изданий «TAZ», «DIE WELT», «Deutsche Welle» «в период с 21.09.2015 (около 120 статей)». Очевидно, что необходимо указывать не только начало исследования, но и его конец. Более того, в приложении 1 представлено всего 35 публикаций. Этих и многих других вопросов можно было бы избежать, если бы автор представил программу контент-аналитического исследования, где были бы представлены все необходимые компоненты, от описания генеральной совокупности и до конкретных формулировок гипотез с подробным объяснением единиц счета. Вместе с тем, автор дипломной работы продемонстрировал навыки исследователя, которые станут хорошим подспорьем в его практической работе в области PR. Дипломная работа Е. Н. Игониной заслуживает высокой положительной оценки, а ее автор - присуждения квалификации специалиста по связям с общественностью. К. полит. н., доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении 13.05.2016 И. А. Быков