Магистерская диссертационная работа Яроцкой К.А. представляет собой экспериментальное исследование, посвященное анализу характеристик речи у близнецов и одиночнорожденных детей в возрасте 3-4 лет. Для проведения сравнения выделены группы моно- и дизиготных близнецов, одиночнорожденных детей с нормальным и ранним сроком гестации. Сравнительная оценка базируется на сопоставлении спектрально-временных параметров речевых сигналов (частота основного тона, значения первых формантных максимумов, длительность гласных звуков), а также показателей разборчивости (распознавание взрослыми аудиторами) и речевого репертуара, отражающих физиологический (артикуляция) и коммуникативный (социальный) факторы развития речи ребенка. Такой подход придает работе новизну, теоретическую и практическую значимость, особенно с учетом ее проведения на материале русского языка. Работа Яроцкой К.А. построена по традиционному плану и включает разделы: введение, обзор литературы, методику, результаты исследования, обсуждение, выводы и список цитируемой литературы. Весь материал изложен на 64 страницах машинописного текста, проиллюстрирован 23 рисунком и 7 таблицами. Список литературы включает ссылки на 95 публикаций отечественных и зарубежных авторов. Во введении выделено направление исследования и сформулирована его гипотеза. В литературном обзоре представлены данные об особенностях строения речевого аппарата ребенка, развития близнецов и одиночнорожденных детей, включая детей с ранним сроком гестации. Показана недостаточность экспериментальных данных по теме исследования, в первую очередь, в отношении выделенных групп сравнения и русскоязычных детей. Исследование проведено на современном методическом уровне с использованием аудио- и видеозаписей, сделанных в условиях взаимодействия ребенка и матери/экспериментатора (игровые, модельные ситуации), средств акустического, фонематического и перцептивного анализа речевого материала, сравнительного сопоставления полученных данных и их статистической обработки. Результаты представлены большим объемом экспериментальных измерений, полученных с участием 10 пар близнецов и 25 одиночнорожденных детей в возрасте от 30 до 42 месяцев, а также 20 взрослых аудиторов с нормой слуха и речи. Описание работы структурировано в соответствии с поставленными задачами и отражает статистически обоснованные оценки акустических параметров речи и уровня речевого развития близнецов и одиночнорожденных детей, а также их особенности у моно- и дизиготными близнецов. Результаты исследования подробно изложены и проиллюстрированы. Полученные данные позволяют автору сделать выводы о достоверных различиях в показателях частоты основного тона и первых формант ударных гласных в речи близнецов и одиночнорожденных детей с нормальным и ранним сроком гестации; выявить отрицательную корреляцию между сроком гестации, значениями (среднее, максимальное) частоты основного тона, длительностью ударных гласных во всех группах сравнения; показать отсутствие существенных различий в акустических характеристиках ударных гласных у моно-и дизиготных близнецов. Дополнительные различия получены в характеристиках речевого репертуара близнецов и одиночнорожденных детей. Показано, что речь одиночнорожденных детей чаще включает реплики, состоящие из более сложных фраз, и лучше распознается взрослыми аудиторами. В качестве общего замечания, можно отметить наличие ряда опечаток, некоторую избыточность в графическом отображении результатов, сложность описания результатов, касающихся сопоставления акустических характеристик голоса детей с их антропометрическими данными. В целом, исследование, продолжающее бакалаврскую работу Яроцкой К.А с увеличением числа обследованных детей и оцениваемых параметров речи, является законченной экспериментальной работой. Ее результаты представляют большой интерес с точки зрения важного вопроса о психофизиологических особенностях развития речи у детей с разными условиями пренатального онтогенеза и коммуникативного взаимодействия в период раннего детства. Рукопись оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускным квалификационным работам магистра, и заслуживает высокой оценки – 5 (средний балл по шкале критериев - 4.9).