ОФИЦИАЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ профессора кафедры периодической печати Института «Высшая школа журналистики и массовой коммуникации» СПбГУ Мельник Галины Сергеевны на выпускную квалификационную работу Корсунской Полины Борисовны «А. Ф. Бережной и его роль в становлении журналистского образования в ЛГУ и СПбГУ» Выпускная квалификационная работа выполненная в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», представляет собой научно-квалификационную работу, в которой содержится решение важной задачи, имеющей значение для теории и практики журналистики и массовой коммуникации – анализу профессиональной, организаторской и творческой деятельности одной из важных фигур, стоявшей у истоков формирования отечественной школы журналистики, основателя факультета журналистики ЛГУ/СПбГУ Александру Феодосеевичу Бережному. Новизна неоспорима. ВКР - одна из первых системных попыток оценить всестороннюю личность А.Ф. Бережного, деятельность и наследие которого имеет неоценимое значение для теории и практики отечественной и зарубежной журналистики. Александр Феодосеевич Бережной совершенно справедливо назван автором знаковой и значимой фигурой для отечественной журналистики. Обращение к теме и актуально, и своевременно, и не только потому что защита проходит в 70-летний юбилей факультета журналистики СПбГУ и 100-летний юбилей А. Ф. Бережного - необходимо учитывать колоссальный опыт в подготовке кадров в условиях, когда пересматриваются структура, концепция, формы современного журналистского образования. Важно в инновационном процессе сохранить и накопленные традиции и систему образования, которая оправдывала себя многие десятилетия, а также оценить личный вклад человека, отстаивающего важные принципы журналистики. В частности, его заповедь относительно выпускников факультета: «нельзя предусмотреть все повороты в их творческой судьбе и требования, которые предъявляет им жизнь. Университет – не ремесленное училище, его задача дать прочные и широкие теоретические знания и практические навыки, он должен раньше всего научить своих питомцев постоянно учиться самостоятельно». В целом поставленные задачи решены: а) изучены особенности организации образовательного процесса в сфере журналистики; б) проанализированы педагогический, журналистский и организационный аспекты в деятельности и творческом наследии А. Ф. Бережного; в) охарактеризованы основные этапы развития журналистского образования в ЛГУ/СПбГУ при участии А. Ф. Бережного); г) проанализированы основные направления работы А.Ф. Бережного как исследователя истории русской журналистики; д) прослежено и оценено участие А. Ф. Бережного в становлении методического обеспечения журналистского образования в ЛГУ/СПбГУ. Методологическая база ВКР представляет собой труды отечественных исследователей, анализирующих проблемы журналистского образования, деятельность педагогов и конкретно факультета журналистики СПбГУ/ЛГУ. Достоинство работы в том, что в первой ее части представлена биография А.Ф.Бережного до начала работы на отделении журналистики, показаны истоки формирования его личности и выявлена мотивация выбора журналистского пути. Представлена уникальная биография человека, вместившая учебу на рабфаке, семь долгих и трудных лет учебы в полковой школе и курсах младших лейтенантов, войну с Финляндией, Германией и Японией, которые оторвали А.Ф. Бережного на некоторое время от его любимого университета. Собственный корреспондент дальневосточной армейской газеты «Суворовский натиск». Были в биографии и крутые повороты судьбы, когда незаслуженно объявляли врагом народа и исключали из комсомола. Заместитель командира дивизиона, старший лейтенант, кавалер ордена Красной Звезды, впоследствии окончил филологический факультет всего за 4 года, учился в аспирантуре и докторантуре. Уже в начале 50-х гг. появляются первые книги по истории журналистики. Больше 30 лет А.Ф. Бережной руководит ведущей кафедрой теории и практики партийно-советской печати и – фактически – с того времени возглавляет отделение журналистики филологического факультета ЛГУ. Никогда не переставал быть журналистом, и сейчас можно найти публикации Александра Феодосеевича в «Ленинградской правде», «Вечернем Ленинграде» и «Смене». В выпускной квалификационной работе Корсунской представлены архивные материалы и автобиографические произведения Александра Феодосеевича, где от первого лица ведётся повествование и описываются факты и события создания факультета журналистики. Это трепетные страницы, пронизанные мыслями и чувствами человека, который «болел» за свое дело, пестовал свое детище. Личные свидетельства подкрепляются воспоминаниями коллег и выпускников факультета. Достоинство работы и в том, что в ней кропотливо собран эмпирический материал, отражающий все нюансы непростого процесса организации научной и учебно-методической работы, сопровождаемого полемикой среди преподавателей и трудными переговорами с вышестоящими инстанциями, которые, благодаря настойчивости, целеустремленности и профессионализму А.Ф. Бережного, в конечном итоге завершались в пользу факультета. Появлялись типо- и фотолаборатории, радиокабинет, своя учебная газета; выходили научные труды; собственные издания, увеличивался прием абитуриентов; развивались специализации, начала работу Студенческая экспериментальная студия телевидения и радио (СЭСТРА), организован Совет молодых ученых и студенческое научное общество и т.д. Несмотря на несомненные достоинства самостоятельной и оригинальной работы, в ней имеются недостатки. Замечания и рекомендации. 1. Понимая, что в рамках бакалаврской ВКР невозможно осветить все аспекты деятельности А.Ф. Бережного как педагога и преподавателя, организатора в становлении журналистского образования, все-таки хотелось бы, чтобы были отражены и другие важные аспекты. Так, на наш взгляд, слабо отражен такой аспект, как формирование зарубежной школы журналистики, подготовка кадров для зарубежных СМИ. Многие наши выпускники заняли в бывших советских республиках важные посты - возглавили факультеты журналистики и профильные кафедры, стали редакторами крупных изданий, как в бывших республиках СССР, так и в странах социалистического лагеря (Польша, Чехословакия, Болгария). Часть выпускников отправилась работать в страны Африки и Южной Америки. 2. Сегодня ученики А.Ф. Бережного - ныне действующие профессор Виноградова С.М., возглавляющая кафедру истории и теории международных отношений СПбГУ, профессор Бережная М. А., заведующая кафедрой радиотелевидения, профессор Корконосенко С.Г., заведующий кафедрой теории журналистики и массовой коммуникации СПбГУ и др. являются не только живыми свидетелями процесса становления факультета журналистики при А.Ф. Бережном, но продолжателями и хранителями традиций, заложенных Александром Фодосевичем. Работа значительно обогатилась, если бы автор использовал заявленный метод интервью и получил свидетельства не просто от лично знавших Александра Феодосеевича, но и являющихся его учениками, продолжателями научной школы. Тем более, что эти люди находятся в «шаговой доступности», то есть работают в Университете. 3. Объект, очевидно, необходимо переформулировать. На с. 5 объект характеризуется следующим образом: «исторически сложившаяся система журналистского образования в Ленинградском Государственном Университете и ее дальнейшее развитие в Санкт-Петербургском Государственном Университете». В таком случае нужно было вспомнить и других преподавателей факультета, которые в научном плане занимались изучением журналистского образования - Тепляшина А.Н., Таловов В.П. и др. и сосредоточиться на современном состоянии процесса обучения в ВШЖиМК. Объект обозначается слишком широко. Как правило, объект соотносится с названием работы, тогда объектом может стать деятельность А.Ф. Бережного. Во Введении, в раздел методы, наряду описательным, сравнительно-историческим и методом интервью, нужно было добавить биографический метод, тем более, что он присутствует в работе. 4. Снижают впечатление от глубокой научно-исследовательской работы отдельные опечатки, неправильно оформленные ссылки на библиографические источники. Следует обратить внимание на неправильное написание «Ленинградский государственный университет» - здесь только первое слово пишется с заглавной буквы. Смысл отдельных фраз не понятен: «И поверьте, надоесть самой себе было бы невозможно…» - вспоминает В.Г. Ковтун (С.91). Почему Валентин Гурьевич говорит о себе в женском роде? Имея в виду важность собранного материала, предлагаю в юбилейный год опубликовать данную работу в виде научной статьи. В целом выпускная квалификационная работа Корсунской Полины Борисовны «А. Ф. Бережной и его роль в становлении журналистского образования в ЛГУ и СПбГУ» является самостоятельным научно-практическим исследованием, отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает степени бакалавра.