Рецензия на выпускную квалификационную работу «Музыка Эрика Сати к фильму Рене Клера “Антракт” (1924): к проблеме взаимодействия аудиального и визуального рядов» Голубевой Анастасии Алексеевны Представленная к защите работа посвящена явлению весьма не простому для традиционного музыковедческого анализа. Творчество Э .Сати как «продукт» первой половины ХХ столетия со всей его «авангардной спецификой» изучено основательно и многосторонне. Немало высказано и по поводу фильма «Антракт», в создании которого Сати участвовал как автор аудиоряда. Однако, А. А. Голубева находит и обозначает собственную территорию исследования, которая выражена в названии работы как «взаимодействие аудиального и визуального рядов», связь музыки с «немым» рядом. Этот исследовательский ракурс весьма не прост для анализа. В сложившейся традиции исследования киномузыки, а именно музыки к «немому кино», уделено минимум аналитического внимания. Но А. А. Голубеву интересует в первую очередь не музыка как одно из проявлений яркого композиторского стиля, а ее специфическая связь, ее динамическое сопряжение со столь же выдающимся явлением как метод и стиль Рене Клера. И в таком ракурсе, поставленная исследовательская цель работы А. Голубевой, как и ее решение, выглядят весьма убедительными. Работа состоит из трех глав, где каждая представляет собой важный этап решения проблемы. В первой главе содержатся комментарии к обширному списку отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблемам немого кинематографа. А. А. Голубева заключает, что «сфера анализа музыкальной составляющей в немом кинематографе не имеет подробно разработанных методологий. Как правило, примеры произведений рассматриваются в качестве отдельных уникальных прецедентов, при этом исследователи уделяют основное внимание общей музыкальной характеристике и её аналогии с визуальным рядом». Но, хотя, по заключению автора, «именно музыка опередила ход технического прогресса в кино и еще до появления концептуального саундтрека в звуковых фильмах вполне успешно воплотила эту идею в фильмах немых» (с. 26). Начиная разработку подобных методов, во второй главе автор работы обращается к характеристике стиля композитора как необходимой преамбулы исследования собственно музыкальной партитуры фильма. Она выделяет такие стилевые концепты Сати как «минимализм» и «ирония», ярко проступающие в партитуре, и приступает к ее анализу третьей главе работы. Здесь выделен тезис, определяющий технику анализа музыкального ряда, — оригинальная музыкальная партитура как некое законченное музыкальное произведение. Анализ музыкального ряда представляет собой одно из несомненных достоинств работы. Определив специфику построения видеоряда как принцип коллажности, А. А. Голубева рассматривает музыкальную партитуру как форму, основой которой также становится принцип коллажности. Однако, музыка не является «дополнением» или «продолжением» видеоряда. По мнению автора работы, музыкальные компоненты (гармония, инструментовка, ритм и ключевые лейттемы) вступают в сложные, порой самые неожиданные отношения с визуальными — от принципа «аккомпанемента» до принципов контраста или парадокса. В результате теснейший синтез визуального и музыкального компонентов выглядит, по ее мнению, не как иллюстрация, пусть даже самая яркая. Кино заставляет музыку работать со временем, пересматривать его законы и отходить от них, отсюда возникает совершенно неожиданное музыкальное пространство со столь же неожиданными законами, в которое погружен фильм. Замечания и вопросы: 1. Отмечу отсутствие в списке источников знакового труда Жана Кокто «Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре» (Пер. с франц. М. А. Сапонова, М.: Прест, 2000). 2. Возникает ли столь же интенсивная «обратная связь» — воздействует ли музыкальный ряд на визуальный столь же активно, заставляя его подчиняться своим законам, или синтез заключается только в максимальном преобразовании и новизне структуры музыкальной партитуры? Работа А. А. Голубевой «Музыка Эрика Сати к фильму Рене Клера “Антракт” (1924): к проблеме взаимодействия аудиального и визуального рядов» полностью соответствует требованиям, предъявляемым к квалификационным работам на соискание степени бакалавра искусств и гуманитарных наук, и заслуживает положительной оценки. Огаркова Наталия Алексеевна, доктор искусствоведения, профессор СПбГУ