ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Руссе Тьерри Жака Реми по теме «Тема бунта в русском и французском историческом приключенческом романе XIX века» Выпускная квалификационная работа Тьерри Жака Реми Руссе осуществлена в рамках международной образовательной программы магистратуры по модели двух дипломов Санкт-Петербургского государственного университета и университета Сорбонна. В работе рассматривается тема бунта в русском и французском историческом приключенческом романе XIX века. Материалом для исследования послужили два хрестоматийных романа о «русском бунте» – «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и «Учитель фехтования» А. Дюма. Примечательна попытка использования при анализе исследуемых произведений популярного в современном литературоведении подхода – теории возможных миров, прежде всего в интерпретации западных исследователей Ф. Лавока и Т. Парсонса. Как инструмент анализа исторического романа данный подход в высшей степени оправдан, т.к. позволяет уяснить принципиальный вопрос соотношения между фактом и вымыслом, впрочем, нельзя не отметить, что применение этого подхода в работе имеет нерегулярный характер. Работа имеет трехчастную структуру. В первой части рассматриваются истоки исторического романа, восходящие к творчеству В. Скотта, и проясняется степень влияния шотландского писателя на творческий метод Пушкина и Дюма, а также зоны этого влияния. Вторая и третья части посвящены исследованию средств репрезентации бунта в романах соответствующих авторов. Такая структура является прозрачной и логичной, соответствующей поставленным задачам, главная из которых заключается в том, чтобы продемонстрировать стратегию изображения реального исторического события (бунта) в пространстве художественного текста. Следует отметить в числе удачных решений намерение привлечь к анализу собственно исторические тексты, дублирующие изображенные в романах события и позволяющие проследить эволюцию повествовательной стратегии у обоих авторов от объективного хроникального изложения к эмоциональному повествованию, имеющему целью создание эффекта иммерсивности. Выводы, сформулированные в заключении, в целом соответствуют проделанной работе. Среди них хотелось бы отметить вывод о наличии у исследуемых авторов принципиально разного отношения к исторической правде, демонстрируемого в их исторических романах. При отмеченных достоинствах, в работе содержится ряд недочетов. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что материал по роману «Капитанская дочка» разработан лучше и представлен объемнее, нежели материал по роману Дюма, что тем не менее не исключает искаженного, чересчур упрощенного представления у автора исследования о месте «Капитанской дочки» в развитии жанра исторического романа в России. Другим заметным недочетом являются нарушения логики изложения, которое имеет местами фрагментарный, местами повторяющийся характер. Эти нарушения, несколько затрудняющие восприятие текста, следует связывать с фактом написания работы на русском языке, который не является для автора родным. Однако само решение об использовании именно русского языка представляется заслуживающим безусловного одобрения. Библиография насчитывает 34 наименования, большинство представленных в ней источников также являются русскоязычными, однако вызывает сожаление тот факт, что те из них, которые были по преимуществу использованы в качестве теоретической базы работы, являются довольно устаревшими и лишь отчасти отражают актуальное состояние изученности вопроса об историческом романе. Наконец, к числу менее значительных недочетов относится неаккуратное оформление сносок. Эти замечания не портят общего благоприятного впечатления от работы, которая соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть допущена к защите. 09.06.2022 г. Васильева Екатерина Николаевна к.ф.н., доц. Кафедры истории зарубежных литератур