ОТЗЫВ о выпускной квалификационной работе магистра лингвистики Орунбаевой Ферузы на тему «Лексико-тематическая группа «мусульманство» в современных российских средствах массовой информации» Выпускная квалификационная работа магистрантки Ферузы Орунбаевой посвящена исследованию лексико-тематической группы «мусульманство» в российских СМИ за последние 10 лет. Первая теоретическая глава работы посвящена рассмотрению теоретических вопросов, связанных с явлением системности в языке, видам системных связей в лексике, а также различным типам лексических объединений, среди которых главное место уделено лексико-тематическим группам. Так как исследование выполнено на материале средств массовой информации, магистрантка также описала стилистические особенности различных публицистических жанров, что действительно оказалось оправданным в рамках ее исследования. Вторая практическая глава посвящена анализу лексико-тематической группы «мусульманство», в которой автор вполне логично выделяет различные лексико-тематические группы и подгруппы: например, в тематическую группу «мусульманский быт и праздники» включены подгруппы «праздничная еда», «святыни и праздники», «ритуалы» и «одежда» и др. Отметим, что большой объем просмотренных контекстов (более 600) и тщательность описания лексем (более 250) впечатляют и позволяют заключить, что работа носит также серьезный культурологический характер и может служить прекрасным пособием для тех, кто интересуется мусульманским миром и культурой в целом. Еще одним положительным аспектом работы является ее социолингвистическая направленность: магистрант опровергает выдвинутую в начале работу гипотезу о негативном освещении новостей, так или иначе связанных с темой мусульманства в российских СМИ. На основании оценочной лексики, содержащейся в статьях, во всем материале (а это почти 200 статей), а также на основании статистического анализа был сделан вывод о том, что лишь в 30% новостей содержится негативная информация, дискредитирующая образ как мусульманина, так и вероисповедания в целом. Интересно, что в зарубежных СМИ ситуация противоположна: около 70 процентов новостей отражают негативную информацию об исламе и его представителях, что приводит к исламофобии. Как справедливо отмечает Феруза, язык СМИ становится в наше время реальной общественно-политической силой: его массовость, экспрессивность и побудительный характер способны формировать устойчивые убеждения в обществе, что может привести к самым печальным последствиям. Именно поэтому исследование Ферузы Орунбаевой кажется нам актуальным особенно для настоящего времени: подобные исследования действительно способствуют миру и взаимопониманию в обществе. Нельзя также не отметить, что в процессе работы над квалификационной диссертацией магистрантка проявила самостоятельность и большую личную заинтересованность. Выполненная работа полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам данного уровня, и заслуживает самой положительной оценки. Научный руководитель Архипецкая М.В. 25.05.2022