ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу «Современные PR-технологии в коммуникациях коммерческого банка на примере ВТБ24» студентки 4 курса направления «Реклама и связи с общественностью» Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ Кристины Евгеньевны Сапожниковой При прохождении преддипломной практики и написании выпускной квалификационной работы, касающейся современных PR-технологий на примере ВТБ24, Кристина Евгеньевна Сапожникова зарекомендовала себя, как грамотный и ответственный специалист, способный изучать, обобщать и анализировать накопленный ВТБ24 опыт в области финансового PR. Актуальность темы дипломного исследования обусловлена множеством факторов, среди которых важнейшим является активное проникновение и в банковский бизнес в целом, и в практику банковского PR, в частности, новых технологий, в первую очередь связанных с развитием мобильной связи. Вместе с тем, нельзя не отметить и крайне слабую разработку в России тематики финансового и банковского PR, отсутствие качественного анализа российских реалий и особенностей данной сферы прикладных коммуникаций. Кристина Евгеньевна Сапожникова проделала большую работу, как в теоретическом, так и в практическом плане. Особенно стоит отметить качественную проработку зарубежных научных работ, а также использование при подготовке выпускной квалификационной работы исследований как зарубежного, так и российского рынка банковских услуг, выполненных по строгим западным стандартам. Нельзя не упомянуть и проведенные автором экспертные интервью, которые позволили подкрепить теоретические изыскания практическим опытом специалистов в области маркетинга, PR и рекламы, которые именно сейчас, а не десять-пятнадцать лет назад, работают на российском рынке банковских услуг. В первой главе Кристина Евгеньевна рассматривает текущее состояние и перспективы развития банковской отрасли, как в целом, в мире, так и в РФ, на основе анализа целого ряда авторитетных зарубежных источников анализирует последние тенденции в области банковского PR. Во второй главе, автор достаточно подробно описывает работу на PR-направлении банка ВТБ24 и дает свои рекомендации по изменению сложившихся в банке практик, с учетом мирового опыта и опыта конкурентов. Дипломное исследование Кристины Евгеньевны Сапожниковой можно считать состоявшимся. На высоте теоретическое осмысление проблемы, адекватно сочетание теории и практики, есть огромный потенциал для развития выбранной темы в дальнейшем. Серьезных замечаний не имею. Безусловно, автору не удалось избежать традиционного для теоретических работ последнего времени смещения акцентов в сторону PR-технологий в Интернете. Иные технологии работы – такие, например, как организация оперативных ответов на запросы СМИ, в том числе классических печатных СМИ, на мой взгляд, удостоились значительно меньшего внимания. Также хотелось бы, чтобы в работе было чуть больше внимания уделено интегральному рейтингу, своеобразному ноу-хау, разработанному в ВТБ24 и не имеющему аналогов в российской практике. Однако для данной квалификационной работы указанные замечания являются, скорее, рекомендациями на будущее. Хочется верить, что автор продолжит разработку столь значимого направления и в рамках магистерской диссертации, и в последующем в рамках еще более серьезных научных работ. В целом, дипломное исследование выполнено весьма достойно, соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам по данной специальности, и заслуживает оценки «Отлично». Пресс-секретарь ВТБ24 по Северо-Западному федеральному округу И.И. Макаров