ОТЗЫВ научного руководителя о выпускной квалификационной работе обучающегося СПбГУ ДАРДУАЗ Антуанэт по теме Французская литература XVII века в книге художника (Ильязд, Пикассо, Миро) Выпускная квалификационная работа Антуанэт Дардуаз осуществлена в рамках международной образовательной программы магистратуры по модели двух дипломов Санкт-Петербургского государственного университета и университета Сорбонна. Содержание ВКР Дардуаз А. соответствует заявленной в названии теме и полностью ее раскрывает. Задачи исследования и структура определены четко и превосходно обоснованы. Работа обращается к оригинальной и актуальной в последнее время в литературоведении теме интермедиальности. ВКР логично выстроена, она состоит из трех глав, последовательно развивающих и дополняющих друг друга. Теоретическая и практическая сторона исследования убедительны и основательны. Современная литература использована широко и продуктивно, о чем свидетельствует обширная библиография. Выводы логично вытекают из проделанного глубокого анализа изучаемого материала, они обоснованы и не вызывают сомнений. Прежде всего, хотелось бы отметить, что ВКР Дардуаз А. поражает своей широтой и глубиной: только текст без библиографии и приложений занимает 136 страниц. Дардуаз А. разыскала редкие издания и предложила данную нелегкую тему, над которой работала с большой увлеченностью, старательностью и ответственностью. Немалого труда стоило собрать информацию о некогда популярном, но давно забытом авторе XVII века Монлюке, привлекшем русского поэта, издателя, теоретика дадаизма и футуризма Ильязда своей игровой поэтикой и оригинальностью текста. А.Дардуаз внимательнейшим образом изучила и рассмотрела сам процесс создания «книги художника», где важны не только текст и иллюстрации, но и издательские стратегии. Работа поражает энциклопедичность подхода, о чем свидетельствуют и многочисленные постраничные сноски и комментарии, дающие дополнительную информацию. Сопоставительный анализ текстов забытого автора XVII века и иллюстраций известнейших художников ХХ столетия проведен на высоком научном уровне. В работе неоднократно отмечается тот факт, что сама издательская стратегия Ильзяда и привлечение к работе именитых художников ведут к модернизации забытого текста. Следует ли из этого, что сам текст как таковой не имел бы без этого современного звучания? И тогда получается, что оформление и иллюстрации оказываются важнее текста, оттесняя его на второй план. Важным и плодотворным является и обращение к контексту и традиции: эти аспекты, работают на протяжении всего исследования, придавая ему цельность и глубину. Признаюсь, что я не только узнала много нового, но была захвачена самим процессом чтения ВКР, в которой глубокий аналитический разбор критической литературы сочетается с научно-популярным повествованием о культурном контексте XVII и XX веков и тонким интермедиальным анализом. На мой взгляд, несомненными и главными достоинствами работы являются: 1) ее математическая, поистине картезианская, стройность и логичность, единство действия, при котором нельзя убрать какую-либо главу или параграф, не нарушив при этом целого; 2) глубокий и тонкий анализ текстов и иллюстраций, внимание к деталям, что не ведет к распылению, но напротив, к концентрации, к умению высветить самые главные моменты; 3) превосходное знание исторического, культурного и литературного контекстов; 4) умение делать убедительные выводы, сформулированные четко и всякий раз указывающие на дальнейшее направление в исследовании; 5) прекрасный стиль изложения, скрупулезное оформление текста работы, справочно-библиографического аппарата и комментариев. К сожалению, в последнее время не только студенты, но аспиранты и исследователи, нечасто обращаются литературе Великого французского века, поэтому научное исследование Дардуаз А. заслуживает похвалы и высокой оценки. Хочется надеяться, что она сможет продолжить столь неординарное и важное для науки исследование в своей кандидатской диссертации. «11» июня 2022 г. Алташина Вероника Дмитриевна Подпись ФИО