ОТЗЫВ научного руководителя Овчинниковой Елены Анатольевны на выпускную квалификационную работу Шкалдыковой Эльмиры Маратовны «Сестра милосердия в русской культуре», направление 51.04.01 «Культурология», основная образовательная программа ВМ.5865.2020 «Аксиология русской культуры», уровень образования: магистратура Выпускная квалификационная работа Эльмиры Маратовны Шкалдыковой – результат ее самостоятельного, творческого исследования. К несомненному достоинству работы следует отнести прежде всего избранную автором тему исследования. Работа посвящена анализу такого феномена в русской культуре, как сестра милосердия. В контексте запросов современной гуманитаристики возможно отнести данную работу к такому направлению, как гендерные исследования. Однако, как мне представляется, магистерское исследование Эльмиры Маратовны выполнено несколько в ином ключе, оно выходит за рамки задач гендерных исследований. Автора интересует нравственное наполнение этого образа, его место в русской культуре, история формирования как самой формы женского служения, так и образа, в котором сестра милосердия входит в русскую культуру. Увлеченность автора данной темой говорит и о стремлении сформулировать те ценностные начала образа сестры милосердия, которые выразили особые черты характера русской женщины и смогли быть востребованы современной культурой. Следует особо отметить, что в самой постановке цели и задач исследования присутствует проблема – прежде всего, это отбор источников и материалов (в круг исследовательского интереса вошли уставные документы, мемуары, художественная литература, изобразительное искусство, в том числе монументальная скульптура, живописные портреты и т.д.) и методологические подходы к анализу столь разнообразных источников. Как нам представляется, Эльмира Маратовна со столь трудной задачей справилась. Текст получился объемный, поскольку автору хотелось представить наиболее целостную картину изучаемого феномена, разобраться самой и ответить на главные вопросы работы - исследовать систему ценностей, олицетворяющей «сестру милосердия» в русской культуре, изучить образ сестры милосердия, сложившийся в русской культуре как особый феномен женского служения. Об актуальности избранной темы свидетельствует уже то обстоятельство, что в современную сестринскую этику включается то ценностное наполнение, которое было задано сестрами милосердия. Следует также обратить внимание и на еще одну составляющую данного феномен – это проблема женщины на войне, ее женского служения, которой в работе уделяется особое внимание. Автор прослеживает преемственность женского служения в разные исторические эпохи, в разных исторических событиях, когда образ сестры милосердия остается неизменным в своих нравственных константах. Автор пишет о своей теме увлеченно, с большим интересом и, можно сказать, с особым нравственным посылом – анализируя феномен сестры милосердия в русской культуре, задаться вопросом о нравственных качества женщины, ее мирского служения. Как пишет автор, данное исследование «позволяет выявить преемственность женского служения и призвания в культуре, обнаружить столь востребованные в современном обществе качества женской души, женского характера, как милосердие, участливость, забота. В современном обществе этот образ «сестры милосердия» встраивается в нравственный кодекс медицинской сестры как персонифицируемый образец сестринского служения, воплощающий нравственные нормы и принципы медицинской этики». Процитирую еще один из выводов автора: «Сестра милосердия в русской культуре – это не просто профессиональная принадлежность и компетентность (при том, что эти параметры являются обязательными для данного служения), это прежде всего, как это выстраивалось в истории, как этого требует современность, независимо от социального положения, особая женская миссия, призвание, служение». Магистерская работа Эльмиры Маратовны выстраивается в логике поставленных задач. В первой главе рассматривается история сестры милосердия в русской культуре, вторая глава посвящена анализу образа сестры милосердия в русском культурном наследии, и в третьей главе дан анализ системы ценностей сестры милосердия в русской культуре. Представленная к защите впускная квалификационная работа Шкалдыковой Эльмиры Маратовны «Сестра милосердия в русской культуре» является самостоятельной (согласно данным, полученным в Blackboard, оригинальный текст – 85,4%, все отмеченные заимствования относятся к стандартным формулировкам, списку использованной литературы и элементам оформления работы), полностью соответствует требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе по уровню магистратуры по направлению направление 51.04.01 «Культурология», основная образовательная программа ВМ.5865.2020 «Аксиология русской культуры», уровень образования: магистратура, а именно: проблематика представленной работы является несомненно значимой и актуальной, как в теоретическом плане, так для понимания культурных и нравственных векторов современного общества, поведенческих моделей и нравственных образцов. Название работы соответствует ее содержанию, исследование имеет четко сформулированную цель, в работе продемонстрирована логическая последовательность изложения материала, владение методологией культурологического анализа, полученные результаты достоверны и выводы содержательны и обоснованы, стиль работы соответствует высоким стандартам, предъявляемым к академическому тексту, работа оформлена в соответствии с требованиями к выпускным квалификационным работам. Все сказанное позволяет высказать итоговое суждение – магистерская работа Шкалдыковой Эльмиры Маратовны «Сестра милосердия в русской культуре» может быть представлена к защите и заслуживает высокой положительной оценки. Научный руководитель, к.ф.н., доцент, Кафедра этики СПбГУ Е.А. Овчинникова 26 мая 2022 г.