Отзыв на магистерскую диссертацию «Современные практики дара и обмена в среде левых активистов» студента магистратуры по направлению «Социология» 39.04.01, траектория «Экономическая социология и социология управления» Богдана Данилы Тагировича Магистерская работа Д.Т. Богдана посвящена классической экономико-антропологической тематике дарообмена. В свое время ее разрабатывали наиболее известные, ведущие антропологи. Однако в этой работе делается попытка внести в дискуссию новые исследовательские материалы на примере современных отношений дара и обмена в среде левых активистов. Магистерская диссертация Д.Т. Богдана состоит из двух глав. В первой, теоретической, главе подробно рассматриваются различные классические работы и подходы к анализу дарообменных отношений. Здесь автор работы опирается прежде всего на таких антропологов и социологов, как М. Мосс, Б. Малиновский, К. Леви-Строс, М. Годелье, Ж. Батай, П. Бурдье, Ж. Бодрийяр и др. Глубина проработки литературы вызывает глубокое впечатление. Это при том что работы указанных авторов могут быть сложны для восприятия, особенно для неподготовленного читателя. В данной магистерской работе они осмыслены на довольно высоком уровне. Во второй главе представлены результаты полевого исследования. Автора магистерской диссертации интересует, как капиталистические отношения отражаются на практиках дара и обмена. С одной стороны, Д.Т. Богдан опирается на метод автоэтнографии, поскольку сам включен в исследуемую среду. С другой стороны, он провел серию интервью с левыми активистами в возрасте от 19 до 29 лет. Весной 2022 г. им было опрошено 10 человек в г. Екатеринбурге. В эмпирической части рассматриваются такие практики обмена, как «фримаркеты», «свопы», «буккроссинги», благотворительные мероприятия и др. При этом речь может идти не только об обмене вещами, но и знаниями. К последним практикам можно отнести открытые образовательные мероприятия. В ходе исследования Д.Т. Богдан выдвинул три гипотезы: Первая о том, что современные практики дара и обмена в среде левых активистов дифференцированы, не ограничены обменом объектов и вещей; вторая состоит в том, что основной результат участия в практиках дара и обмена или их организации заключается в увеличении социального капитала; и третья гипотеза, что утверждаемый в теории революционный потенциал актов дарения и обмена на практике не подтверждается. В результате анализа полевого материала две первые гипотезы подтвердились, тогда как третья гипотеза подтвердилась лишь частично. Эффект от участия в практиках дара и обмена имеет локальный и индивидуальный характер. В заключение можно подвести итог: магистерская диссертация Богдана Данилы Тагировича соответствует требованиям и заслуживает самой высокой положительной оценки. 18 мая 2022 года Научный руководитель к.с.н., доцент кафедры культурной антропологии и этнической социологии Ивлева Ирина Владимировна