Отзыв на выпускную квалификационную работу МЕРЗЛЯКОВОЙ Анастасии Михайловны «Народные традиции формирования экологической культуры и их значение для современного воспитания и образования детей с ОВЗ» Выбор темы работы связан с большим интересом Анастасии Михайловны к актуальной проблеме расширения круга людей, имеющих экологическое сознание и экологическое мировоззрение, поскольку без этих важных черт личности охрана природы и гармонизация взаимодействия человека и природы невозможна. Сложность реализации этой идеи связана с тем, что экологическое сознание трудно формировать в потребительском обществе. Поэтому работа Анастасии Михайловны включала разнообразные образовательно-воспитательные элементы, в том числе некоторые идеи и традиции народной культуры. Анастасия Михайловна проработала большое количество литературы по экологическому образованию и воспитанию, ознакомилась с педагогическим опытом в этой сфере, а также с элементами народной культуры, которые направлены на любовь к природе, единение с ней и/или уважение к ней. Особое внимание было обращено на корректное использование терминов и понятий, особенно экологических, которые значительно искажены в современном мире. Практические занятия, тестирование и другие формы работы со школьниками усложнялись тем, что работа проводилась с детьми с проблемами здоровья. Анастасия Михайловна разработала как содержание занятий, так и методику их проведения. Этот эксперимент продолжался 1 год. Проведены занятия со школьниками разных возрастов из трёх школ-интернатов, всего с 130 детьми. Анастасия Михайловна использовала богатый арсенал методических приемов и разнообразные элементы народного творчества. По окончании учебного процесса ею сравнивались результаты обучения разных возрастных групп, ответы на тесты в начале и в конце обучения, особенности занятий и восприятие детьми форм их проведения, например, соотношение времени лекционной и интерактивной частей занятия, и содержания, например, научная информация и элементы народной культуры, а также их сочетание. Статистическая обработка результатов тестирования показала эффективность примененных способов обучения. Также Анастасия Михайловна предложила ряд методических рекомендаций по проведению таких занятий. В ходе планирования работы Анастасия Михайловна показала себя самостоятельным сложившимся исследователем. Она сама находила информацию, ее критической обрабатывала, составила собственный план действий, его последовательно и творчески осуществила. В ходе обработки результатов всегда внимательно относилась к советам руководителя и сотрудников кафедры, проявила себя умным и тактичным человеком, с которым приятно иметь дело. Она легко воспринимает новые знания и включает их в свою сферу. Анастасия Михайловна проявила себя инициативным и добросовестным исследователем, выполнила серьезную работу в востребованной временем сфере экологического воспитания, образования и просвещения. Анастасия Михайловна является носителем экологической культуры, способным прививать ее подрастающему поколению. Научный руководитель Новикова Евгения Александровна, к.б.н., каф. прикладной экологии СПбГУ