Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Черчинцевой Алины Константиновны «Способы интерпретации блокадной повседневности в музеях Ленинграда – Санкт-Петербурга в XX–XXI веках», подготовленную по направлению 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», ООП «Музейное кураторство» Осмысление вех блокады и, в частности, блокадной повседневности представляет значительный интерес для исследователей в силу того, что тематика героической обороны Ленинграда была под негласным запретом после «Ленинградского дела» конца 1940-х – начала 1950-х годов, а также по причине недоступности многих архивных материалов и существования объективных трудностей в трактовке темы. Блокадная тематика на сегодняшний день сохраняет высокую научную востребованность, что подтверждает факт организации в Санкт-Петербурге в 2021 г. научно-исследовательского Института обороны и блокады Ленинграда. Вследствие указанных причин, научная проблематика, связанная с вопросами интерпретации блокадной повседневности в музеях Ленинграда – Санкт-Петербурга в XX–XXI веках является в высшей степени актуальной. В целях раскрытия темы, Черчинцева А. К. сосредотачивает исследовательский интерес на музеях исторического профиля. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Разделение на главы представляется логичным и реализовано в соответствии с тематическим и хронологическим принципами. Представленную структуру исследования следует считать соответствующей заявленной в названии теме и обоснованной задачами ВКР. Во введении автор обосновывает актуальность избранной тематики, цель, задачи, предмет и объект исследования, хронологические рамки, характеризует используемую литературу и исторические источники. Работа подготовлена на основе актуальных научных публикаций по музееведению, а также по истории России. Положительно следует отметить использование иностранной литературы в рамках проводимого исследования. Источниковая база ВКР представлена архивными материалами (ЦГАЛИ СПб., ЦГА СПб.), источниками музейного происхождения (каталоги, путеводители, данные экспозиций и выставок), а также материалами личного происхождения – интервью, которые Алина Константиновна организовала и провела в процессе подготовки ВКР. Основные результаты работы прошли апробацию в рамках научных конференций и публикаций. В первой главе, посвященной осмыслению феномена культуры повседневности, автор методично систематизирует устоявшиеся в научном знании подходы к его трактовке. Реализовано освещение специфики экстремальной блокадной повседневности. Во второй главе основное внимание сосредоточено на подходах к интерпретации блокадных реалий в рамках выставок и экспозиций музеев Ленинграда в XX в. Автор выделяет ключевые символы, образы и темы, характеризует основные подходы и музейные решения. В третьей главе раскрыты актуальные способы презентации повседневной жизни блокированного Ленинграда в экспозициях музеев Санкт-Петербурга в XXI в. Автор анализирует основные проблемы и достижения музеев в данной работе. Материал, представленный в третьей главе, структурирован в соответствии с классификацией музеев по форме собственности (государственные, общественные и частные). В заключении представлены основные выводы исследования, а также их обоснование. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по музеологии, а также могут оказаться полезными в разработке научных концепций экспозиций и выставок музеев, посвященных советской эпохе. Выпускная квалификационная работа «Способы интерпретации блокадной повседневности в музеях Ленинграда – Санкт-Петербурга в XX–XXI веках» заслуживает отличной оценки и присвоения Черчинцевой Алине Константиновне искомой квалификации.