ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на выпускную квалификационную работу БАННЫХ Анастасии Витальевны «Формирование социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра техниками поведенческой терапии при помощи родителей» Анастасия проявила активность, самостоятельность, инициативность на протяжении всего периода научно-исследовательской работы. Она спланировала и провела исследование, в котором приняли участие 10 детей с РАС с официально установленным диагнозом в возрасте от 3 до 5 лет. Исследование было проведено в парадигме классического клинического исследования с диагностическими замерами до и после вмешательства. Оценка эффективности результатов проведения программ показала, что из 10 детей 6 достигли поставленной цели (улучшение/формирование определенного социально-бытового навыка), смогли успешно закрепить их в домашней обстановке и генерализировать их в другой социальной среде. Частично освоили социально-бытовые навыки 4 ребёнка. Сильной стороной работы отметить сложность проведения такого исследования в условиях продолжающейся пандемии Ковид-2019. Слабая сторона работы это непродолжительность коррекционного воздействия, которая в среднем составила 1 месяц работы с каждым ребёнком. Однако, всем испытуемым были даны дальнейшие рекомендации по продолжению коррекционного воздействия техниками поведенческой терапии. Основная идея вмешательства состояла в возможности кооперации с родителями и их готовности реализовывать созданную Анастасией для каждого ребёнка индивидуальную программу по выработке социально-бытовых навыков методами АВА-терапии с учетом значимых мотивационных факторов. Поэтому отбор испытуемых в экспериментальную группу был не рандомизирован, поскольку решающее значение имела активная позиция родителей и их возможности уделять время ежедневной реализации программ. ВКР представляет собой обширную работу, состоящую из 3 глав - 1) теоретическое обоснование проблемы формирования навыков самостоятельности в быту у детей с расстройством аутистического спектра; 2) определение уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра и 3) программа по формированию социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра при участии родителей техниками поведенческой терапии и пяти приложений. Список литературы включает 75 источников, из них 25 на английском языке. Анастасия продемонстрировала достойный уровень работы с научной литературой, осветив современные научные работы не только российских, но и зарубежных ученых. В рамках второй главы, подробно описано обоснование выбора методов и методик для диагностики уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей с РАС, описаны участники исследования и процедура. Магистр провела подробный качественный анализ собранных данных и проинтерпретировала полученные результаты. Написание ВКР Банных А.В. провела исключительно самостоятельно: от определения тем теоретического обзора, до интерпретации полученных результатов. Наша помощь заключалась исключительно в предоставлении специальных диагностических материалов в рамках АВА (Опросник поощрения) и помощи в подборе других диагностических методик. Вся интерпретация полученных результатов анализа данных, равно, как и выводы исследования были сделаны автором ВКР самостоятельно. Среди мелких недочетов работы - наличествуют технические небрежности в оформлении Приложения Б. В целом работа проделана достойная, что даёт основание рекомендовать оценку: «отлично». Старший преподаватель Кафедры Педагогики и педагогической психологии ф-та психологии СПбГУ, к.пс.н. Л.О. Ткачева