РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Сидоровой Марии Андреевны по теме _ Методологические и лингводидактические аспекты формирования языковой компетенции в языковых школах Японии Обсуждая тему будущей ВКР Марии Андреевны, мы планировали написать о специальных методиках в преподавании японского языка, которые нацелены на высококлассное освоение грамматики японского языка, на доведение до автоматизма процесса перевода (прежде всего, синхронного), и которые используются, в частности, для обучения синхронному переводу с турецкого и китайского языков (речь идет о так называемых «типовых примерах»). Изначально в наши задачи входил сбор информации о таких методиках, их анализ, а также сопоставление их эффективности с учетом грамматических особенностей японского и, например, турецкого языков. Мы планировали работать и встречаться регулярно на протяжении 2020 - 2021 учебного года, а также 2021 календарного года. К сожалению, должна отметить, что поставленная нами задача выполнена не была. Мария Андреевна не вела работу над текстом ВКР на протяжении первого года обучения в магистратуре. Фактически активная работа над текстом (сбор материала) началась только осенью 2021 года, и не всегда регулярно. Полученный результат не очень удовлетворяет меня как научного руководителя, хотя в целом должна отметить, что содержание представленной ВКР в целом соответствует заявленной теме, текст написан студенткой самостоятельно с привлечением большого и разнообразного материала. Работа хорошо структурирована. Тем не менее ВКР получилась не совсем лингвистическая, как планировалось изначально, а более методологическая, с уклоном в педагогику, освещающая методики преподавания японского языка в мире. Более того, лингвистические фрагменты работы, в которых можно было бы продемонстрировать широту подготовки и компетенции, в работе представлены крайне скудно (например, раздел относительно алтайских языков). Также весьма поверхностно освещена и почти не решается одна из задач исследования – проанализировать особенности грамматики японского языка (тем более что сам по себе этот вопрос заслуживает написания отдельной ВКР). К сожалению, должна отметить, что каки-либо важных теоретических выводов в тексте ВКР не наблюдается. С другой стороны, студентка самостоятельно собрала и проанализировала большое количество материала, работа содержит большое количество наглядного материала, и поэтому представленная ВКР имеет несомненную практическую пользу – хотя бы в качестве справочного пособия по методикам преподавания японского языка в мире, отдельная глава посвящена методологическим и лингводидактическим аспектам формирования языковой компетенции, поэтому в этой части можно сказать, что как минимум одна из практических задач научного исследования все же выполнена. Несмотря на все вышеперечисленные обстоятельства, считаю, что работа М.А. Сидоровой соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого уровня, написана самостоятельно, текст исследования носит оригинальный характер, и поэтому заслуживает, как минимум, положительной, а как максимум, хорошей оценки. «25» мая 2022 г. д.филол.наук, профессор СПбГУ А.С. Аврутина