ОТЗЫВ научного руководителя о выпускной квалификационной работе обучающейся 2 курса основной образовательной программы магистратуры СПбГУ СОЛОВЬЕВОЙ Дианы Эдуардовны по направлению 41.04.05 Международные отношения ________________________________________________________________ на тему: Торгово-экономические отношения между Китайской Народной Республикой и Федеративной Республикой Германия (1992 – 2021 гг.) 1. Оценка качества работы: № п. п. Критерии оценки (коды проверяемых компетенций согласно учебному плану) Баллы оценки: • отлично, A (5.0) • хорошо, B (4.5) • хорошо, C (4.0) • удовлетворительно, D (3.5) • удовлетворительно, E (3.0) • unsatisfactory, F (0.0) Комментарии к оценке (обязательны для тех критериев, по которым есть замечания) 1. Актуальность проблематики (ОПК-4, ПКА-5) отлично, A (5.0) Актуальность темы определяется тем, что торгово-экономические связи между КНР и Германией - крупнейшими азиатской и европейской экономиками - во многих отношениях служат базой для двусторонних, включая политические, отношений между этими странами. Студентка во введении успешно обосновывает актуальность тематики ВКР. 2. Научная новизна (ОПК-4, ПКА-2, ПКА-3, ПКА-5, ПКА-6, ПКП-9) отлично, A (5.0) В силу недостаточной изученности в российском научном дискурсе тематики китайско-немецких торгово-экономических отношений на современном этапе, можно утверждать о наличии элементов новизны в ВКР. 3. Корректность постановки цели, взаимосвязанность цели и задач (ОПК-4, ПКА-2, ПКА-5, ПКА-6, ПКА-10, ПКП-9) хорошо, B (4.5) Цель и задачи взаимосвязаны и сформулированы корректно. Однако есть вопросы к структуре работы, а именно, неоправданным представляется помещение параграфов 2.2. и 3.2. в рамках глав 2 и 3. Уместным было бы их выделить в отдельную главу, в рамках одной главы о встречном восприятии друг друга и влияние этого восприятия на торгово-экономические отношения двух стран. 4. Степень разработанности источниковой базы и качество критики источников (ПКА-2, ПКА-7, ПКП-4) хорошо, B (4.5) Во введении студентка характеризует источниковую базу исследования, выделяя группы источников и обосновывая их привлечение к анализу с позиции достижения цели и задач исследования. Количество и номенклатура источников представляется достаточной для полноценного анализа тематики. Однако в списке источников и литературы студентка помещает иногда не конкретные источники, а сайты (например, пункты №3-7, 18-20, т.д.), что является нарушением общепринятых стандартов написания ВКР. 5. Полнота и разнообразие списка использованной литературы (ПКА-2, ПКА-7) отлично, A (5.0) Студентка демонстрирует хорошее знание степени научной разработанности тематики. 6. Соответствие методов исследования поставленной цели и задачам (ПКА-2, ПКА-8, ПКА-10) хорошо, B (4.5) Во введении лишь реферативно перечислены некоторые методы, некоторые из которых не были применены в работе (например, контент-анализ не использовался). 7. Соответствие результатов ВКР поставленной цели и задачам (ОПК-7, ПКА-2, ПКА-3, ПКА-5, ПКА-6, ПКП-4, ПКП-9) хорошо, C (4.0) В заключении ВКР ответ на цель работы не в полной мере раскрыт. Содержащиеся в заключении выводы носят слишком общий, неконкретный характер, а в ряде случаев - даже ошибочны (утверждение о том, что народ Германии положительно относится к Китаю, требует сильной аргументации). 8. Качество оформления текста (ОПК-7, ПКА-7) хорошо, B (4.5) В ВКР есть многочисленные грамматические, пунктуационные ошибки, погрешности в оформлении. 9. Ответственность и основательность студента в период работы над ВКР (ОПК-7, УК-6) отлично, A (5.0) Студентка регулярно консультировалась с научным руководителем, старалась следовать полученным от научного руководителя рекомендациям и вносить исправления в ВКР в процессе ее подготовки. Средняя оценка: 4,67 2. Заключение/рекомендации членам ГЭК: Исследование - неглубокое, очень описательное и поверхностное. Выводы не представляют никакого интереса, поскольку они слишком размытые и, в ряде случаев даже ошибочные. Более того, студентка плохо владеет тематикой, не знает базовых вещей и фактов. Например, на с.57 она пишет, что «Германия активно участвовала, вступив в сотрудничество «Один пояс, один путь»», хотя на самом деле Германия никогда не присоединялась к инициативе «Пояс и путь» и не могла присоединиться, принимая во внимание характер китайско-немецких отношений и представления Берлина о Китае. Хотя по формальным признакам резюмирующая оценка выходит 4,67, рекомендую поставить оценку хорошо, В (4,5) или даже хорошо, С (4.0). 3. Рекомендованная оценка: хорошо, C (4.0) 1.06.2022 Профессор СПбГУ, д.п.н., профессор РАН Лексютина Яна Валерьевна