Отзыв на выпускную квалификационную работу на тему: «Исследование потребительской лояльности в сфере услуг высшего образования в контексте внедрения инноваций», выполненную Ван Яньцин По направлению «38.04.01 Экономика» Профиль «Экономика фирмы – Управление инновациями» 1. Соответствие цели, задач и результатов исследования требованиям образовательного стандарта СПбГУ и образовательной программы в части овладения установленными компетенциями. Цель, задачи и результаты исследования соответствуют требованиям образовательного стандарта СПбГУ и образовательной программы в части овладения установленными компетенциями. 2. Обоснованность структуры и логики исследования. Материал изложен логично. Работа достаточно хорошо структурирована. 3. Наличие вклада автора в результаты исследования с учетом результатов проверки ВКР на предмет наличия/отсутствия неправомерных заимствований. Можно отметить глубокий вклад автора в результаты исследования: Первая глава посвящена теоретическим аспектам в сфере инноваций и лояльности потребителей. Автор рассматривает особенности современных концепций маркетинга, приводит особенности современного потребителя на рынке инноваций, определяет понятие и типы потребительской лояльности, приводит методологию измерения поведенческой и воспринимаемой лояльности, определяет факторы лояльности потребителей в отношении инновационных продуктов. Во второй главе автор представил результаты эмпирического исследования удовлетворенности и лояльности студентов в контексте инновационной деятельности вузов, на примере ведущих вузов России, Китая и США. В результате исследования Яньцин Ван провела оценку лояльности обучающихся, уровень их удовлетворенности университетом, выявила корреляции между степенью лояльности и такими факторами как, например, оснащенность вуза высокотехнологичным оборудованием, готовность вуза привлекать студентов к участию в инновационных проектах, реализуемых на его базе, квалификацией преподавательского состава и др. В третье главе даны рекомендации по повышению лояльности студентов к вузам в контексте инноваций, а также обозначены методы оценки эффективности инновационно ориентированных вузов и проблемы их применения. 4. Новизна и практическая значимость исследования. Научная новизна и практическая значимость может быть сведена к следующим положениям: • Исследовано понятия лояльности потребителей, применительно к обучающимся вузов, дан ряд авторских определений и классификаций, касающихся инноваций, лояльности потребителей, современных маркетинговых концепций. • Проведено исследование поведенческой лояльности и роли инноваций в ее формировании среди студентов девяти известных университетов КНР, России и США. Исследованы несколько авторских гипотез, а также определены корреляционные связи между инновационной и научной деятельностью вузов, и лояльностью студентов этому вузу. • Проведено авторское исследование поведенческой лояльности и роли имиджа, мотивации и перспектив трудоустройства в ее формировании среди студентов девяти вузов трех государств, а также предложены некоторые меры по повышению выявленного уровня полученной лояльности в контексте внедрения инноваций университетами. 5. Корректность использования методов исследования и анализа экономической информации. Автор показал умение использовать научную методологию и современные инструменты анализа экономической информации. Методологическая база исследования включает общенаучные методы анализа и синтеза, классификации и системного подхода. В работе также использовалась аналитическая информация специализированных отчетов, актуальная для данного исследования. . 6. Актуальность используемых информационных источников. В работе использованы актуальные источники информации, часть из которых на иностранном языке. Практическая часть работы основана на аналитических методах обработки и систематизации информации, а также на привлечении программного обеспечения. 7. Соответствие предъявляемым требованиям к оформлению ВКР. Требования к оформлению ВКР соблюдены. 8. Соблюдение графика выполнения ВКР. Требования к соблюдению графика выполнения ВКР полностью соблюдены. 9. Допуск к защите и оценка работы. Работа допущена к защите. Рекомендуемая оценка: «отлично» «А». Научный руководитель, к.э.н., старший преподаватель /Муравьева О.С./ 19.05.2022