Рецензия на выпускную квалификационную работу Губернаторова Егора Александровича «Бизнес-журналистика современной Германии (на примере журнала «WirtschaftsWoche»)» Бодруновой Светланы Сергеевны, доц., д.полит.наук, доцента кафедры медиадизайна и информационных технологий Тематика представленной выпускной квалификационной работы Егора Александровича Губернаторова представляется актуальной минимум в двух аспектах. Во-первых, в последние десятилетия участились кризисные «волны» в экономике Европы, в том числе Германии; в этих условиях деловая пресса выполняя важную социальную функцию ориентирования аудитории в переменчивом экономическом процессе. Во-вторых, как показывает автор, деловая журналистика и деловая пресса Германии оказались наиболее хорошо адаптированы к кризису на самом медиарынке – кризису затяжному и пока не преодоленному в печатном сегменте этой страны, едва ли более всех в Европе пострадавшей от газетного кризиса начала века. Поэтому исследовать ее опыт, и опыт именно сегодняшний, так важно. Следует подчеркнуть, что работа выстроена грамотно, ее структура отражает цель и задачи, которые автор ставил перед собой, и производит приятное впечатление. Теоретическая глава посвящена выработке операционного определения деловой журналистики, описанию функциональных и жанровых особенностей деловой журналистики, а также влиянию медиакризиса на этот сегмент рынка печати в Германии. Важно, что в первом параграфе автор опирается не только на отечественную, но и на зарубежную литературу; при этом исследованы как новые работы, так и классические. Упомянуты исследования из МГУ и СПбГУ; можно сказать, они являются ведущими для рассуждения автора, что нельзя не отметить. Также следует подчеркнуть, что автор прослеживает достаточно глубокие связи между сформировавшейся информационной экономикой (и ее теоретическим описанием) и структурной трансформацией медиарынка, прежде всего рынка газет, в ФРГ. В практической главе прослежены краткая история журнала «WirtschaftsWoche» и анализируются оргструктура его редакции, особенности менеджмента и создания контента. Особой похвалы заслуживает то, что автор провел собственное полевое исследование и делает выводы в том числе на основе данных, собранных в рамках стажировок в данном журнале. Из текста становится ясно, что модель ньюзрума, доминирующая в ежедневных изданиях Германии во время кризиса, не полностью реализована в еженедельном журнале, однако вторая сторона трансформации – адаптация «сырого» контента под особенности различных каналов коммуникации – справедлива для журнала и в той же степени, что и в газетах, наделяет редакторов техническими функциями, выдвигая техническую адаптацию контента в «стратегическое сердце» принятия редакционных решений. Также автор исследования показывает, из каких именно элементов складывается кроссмедийность в сегодняшнем «WirtschaftsWochе». В итоге автор приходит к выводу, с которым в целом можно согласиться: модель сегодняшнего делового журнала в Германии представляет собой модернизированную традиционную модель, сочетающую черты пирамидальной и кроссмедийной модели. Некоторые недостатки, которые могут быть обнаружены в данной работе, сводятся к следующим: 1. Формулировку предмета исследования, вероятно, следует пересмотреть или расширить. Предмет исследования не может совпадать с эмпирической базой работы; важно сформулировать тот аспект, в котором автору интересен объект исследования. Вероятно, предмет исследования следовало бы сформулировать подобным образом: «Бизнес-модель и бизнес-стратегия журнала «WirtschaftsWoche» под влиянием факторов кризиса медиарынка Германии». 2. Не совсем обосновано наличие в работе второго параграфа (глава 1); этот параграф является сугубо теоретическим, и при этом изучение литературы, изложенной в нем, не выявляет важных «белых пятен» для дальнейшего исследования. Хотелось бы услышать комментарий автора исследования о необходимости изучения различных характеристик деловой прессы для постановки исследовательского вопроса. 3. Во введении следовало бы немного обширнее осветить и прокомментировать корпус литературы, на которую автор опирался; это сильно украсило бы работу, тем более что автор провел практически исчерпывающее исследование русскоязычной литературы по деловой журналистике. Однако указанные недостатки носят характер уточнений, не снижают ценности выполненного автором исследования и могут быть легко устранены при дальнейшей работе над темой. Автор заслуживает присвоения искомой квалификационной степени с положительной оценкой за выпускную квалификационную работу.